ИНТЕРВЬЮ: Станислав Ершов, директор ТПО "Киностудия им. Горького"


"Кинорынок в России сейчас крайне перспективен".

Прошедшая на этой неделе коллегия Министерства культуры была посвящена не столько творческим, сколько деловым вопросам: чиновники и деятели кинобизнеса обсуждали ход выполнения президентского указа о реорганизации государственных киностудий. Идея реформирования киноиндустрии заключается в разделении существующих киностудий на остающиеся в госсобственности фильмофонды, которым будут принадлежать все права на снятые ранее фильмы, и производственные объединения (ПО), которые будут снимать фильмы. Эти ПО в перспективе могут быть приватизированы. И уже сейчас к этим еще не созданным структурам начинают проявлять интерес инвесторы и покупатели - ведь потенциал отечественного кинорынка составляет многие миллионы долларов, эксперты лишь расходятся в количестве нулей.

Но как делить киностудии, кому и что отдавать - практического знания ни у кого нет. Решено, что первой по этому пути пойдет Киностудия им. Горького. В прошлом году осуществлять процесс разделения студии был назначен специалист по антикризисному управлению Станислав Ершов, абсолютно неизвестный киносообществу. Говоря о назначении Ершова, министр культуры Михаил Швыдкой заявил в августовском интервью "Ведомостям": "Мы с потенциальным инвестором искали компромиссную фигуру для того, чтобы все процессы инвентаризации и дальнейшей подготовки к акционированию происходили при доверии государства, студии и потенциальных инвесторов друг к другу". Министр не уточнил имя "потенциального инвестора" студии Горького, но в киномире уверены, что это Внешэкономбанк. В интервью "Ведомостям" Станислав Ершов рассказал о своих отношениях с ВЭБом, о том, как идет процесс реорганизации киностудии, и о перспективах отечественной киноиндустрии.

- В начале февраля в "Ведомостях" появилось рекламное объявление о конкурсе на должность, которую занимаете вы. Что бы это значило? - Насколько я знаю, Министерство культуры не является его инициатором. Все были удивлены появлением этого объявления. Лица же, в чьих интересах было запущено вышеупомянутое объявление, абсолютно безапелляционно и некорректно намекая на "забывчивость" Минкульта, показали свою юридическую безграмотность. В тот момент, когда предприятие еще не существует, объявлять конкурс на должность директора этого предприятия нелепо. В соответствии с действующей практикой конкурс будет проведен. Данное объявление несколько опережает события.

- Но оно намекает, что ваше положение на студии является нелегитимным? - Сейчас на студии идет реорганизация. На месте существующего сегодня государственного унитарного предприятия "Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени Горького" должно появиться два новых предприятия - федеральное государственное унитарное предприятие "Фильмофонд Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького" (далее - Фильмофонд) и федеральное государственное унитарное предприятие "Творческо-производственное объединение "Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького" (далее - ТПО). ТПО появляется путем выделения из действующей студии, при этом за Фильмофондом (по сути, бывшей студией) сохраняются все права на коллекцию. Приказом министра культуры России я назначен директором выделяемого из киностудии ТПО для проведения всех формальностей, связанных с реорганизацией. До завершения реорганизации действует старая структура студии в форме ГУПа с директором Грамматиковым В. А., который осуществляет оперативное руководство и несет полную ответственность за происходящее на студии. К сожалению, я не могу сказать, что являюсь даже действующим работником студии, ТПО или Фильмофонда, потому что предприятия под названием "Творческо-производственное объединение "Киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького" пока не существует.

- А что тогда есть? - Есть юридически сложная процедура реорганизации. На первом этапе согласуется и разрабатывается разделительный баланс вышеназванных предприятий. Этот баланс должен пройти процедуру утверждения в Министерстве имущественных отношений. На втором этапе территориальное управление этого министерства должно закрепить за вновь создающимися субъектами право на соответствующее имущество. Министерство культуры РФ утверждает их уставы. Территориальное управление Минимущества утверждает к уставам приложение номер один - перечень имущества, закрепленного за вновь созданными предприятиями. После этого документы должны вернуться для окончательного утверждения в Минимущество. Третий и последний этап - государственная регистрация двух новых государственных унитарных предприятий.

- Какова ситуация с разделением на текущий момент? - Мы находимся в середине этого процесса. Действующее руководство студии согласовало разделительный баланс. К сожалению, эта процедура отняла много времени. Нам удалось отстоять принципиальные позиции и принципы разделительного баланса: во-первых, не допустить раздела или разрыва имущественного и производственного комплекса студии, во-вторых, не допустить раскола трудового коллектива на "белых" и "красных". Первый и второй принципы, по сути, гарантия целостности студии, что является залогом ее инвестиционной привлекательности. И в-третьих, созданы условия, при которых часть доходов выделенного Фильмофонда от использования коллекции (после выплаты авторских и т. д.) должна возвращаться на студию и способствовать ее развитию и становлению. В Минимуществе в ближайшие дни будет утвержден данный разделительный баланс. Этот баланс не является отражением моей личной точки зрения - это результат компромисса, множества согласований и консультаций, огромного числа правок и попыток учесть все возможные детали. Думаю, через пару месяцев весь процесс будет завершен. Все содержательные и принципиальные вопросы уже разрешены. Остались технические и административные. Теперь все должно идти быстрее.

- Вам интересно этим заниматься? - У меня очень простая и активная позиция: я пришел на студию, чтобы понять, что реально происходит внутри студии, и предложить пути ее реорганизации. Когда весь этот процесс реорганизации будет завершен - готов участвовать в конкурсе на должность директора ТПО наравне с другими. - Когда будет объявлен конкурс? - Объявление конкурса - в планах, но только в соответствующее время: думаю, что конкурс разумно провести после завершения согласования концепции (баланса) разделения в Минимуществе и согласования уставов в Минкульте.

- Применим ли опыт акционирования в других отраслях в киноиндустрии? - Когда этот процесс начинался, казалось, что было предусмотрено все. Но в тех же министерствах - имущественных отношений, финансов, культуры - каждый пункт по согласованию разделительного баланса порождал множество вопросов. Никто до нас по этому пути просто никогда не шел. Студия Горького оказалась первой. Мы должны привнести тот опыт и практику, в соответствии с которыми будет проходить реорганизация других киностудий страны. Пионерам всегда сложнее. - И хотя законы бизнеса одинаковы для всех отраслей, кино все-таки особая сфера? - В этой области производственный процесс, безусловно, имеет свою специфику, так как является слиянием творческой и технологической сторон деятельности. Доля творческой составляющей крайне важна и иногда является доминирующей (тогда появляются киношедевры). Кстати, по той же причине результатом деятельности в киноотрасли является продукт, права на который являются авторскими. Кстати, до сих пор до конца непонятно, как этот продукт учитывать в бухгалтерских документах, как ставить его на баланс. Развитие нашей киноэкономики, бухгалтерская дисциплина в кино отстают от требований сегодняшнего дня. Например, валюта баланса Фильмофонда крайне невелика. Любой специалист, посмотрев на него, сделает вывод - предприятие нерентабельно и инвестиционно не привлекательно. Но ведь известно, что за этим балансом стоит колоссальный актив под названием "коллекция". Многие студии просто выживают на эксплуатации этого актива, но на балансе он не отражается, потому что нет утвержденной методики. - А из чего тогда складывалась цена на телепоказы? - Право использования, т. е. право на показ, и право обладания (собственности на коллекцию) - это разные юридические понятия. Например, коллекцией владеет предприятие "Фильмофонд студии А", который может на определенное время передать право на показ фильма на каком-либо канале телевидения, выпускать его на видео, DVD, устраивать фестивали и коммерческие сеансы. При умелом хозяйствовании эта деятельность может приносить хорошие доходы, при этом держателем прав в любой момент остается "Фильмофонд студии А". В действующей практике в нашей стране обычно стоимость права на телепоказ определяется финансовыми возможностями канала. На сегодняшний день самый реальный источник поступлений для фильмофонда любой студии - продажа права на телепоказ. К сожалению, по договору, заключенному студией Горького в 1998 г., до 2008 г. права на телевизионный показ основной части коллекции переданы структурам, которые были связаны с "Медиа-Мостом". Они уже выплатили всю сумму по договору. - Сколько? - К сожалению, информация о точной сумме является конфиденциальной, скажу лишь, что этих средств могло с лихвой хватить на серьезную реконструкцию и переоснащение студии. Юридически все прозрачно и четко, но, к сожалению, факт остается фактом: от телевизионного показа Фильмофонд студии Горького до 2008 г. уже не получит ни копейки.

Разумеется, это вовсе не означает, что коллекция Фильмофонда стоит ровно столько, сколько за ее десятилетнее использование заплатил "Медиа-Мост". Мы будем искать иные варианты использования прав на коллекцию. Это и DVD, трансляция через Интернет и т. д.

- Баланс Фильмофонда - проблема не только студии Горького? - Это сложный вопрос для всех студий. Коллекция - некий нематериальный актив. Попытки его оценивать приводят к парадоксам. Поставить на баланс, определив сумму стоимости, можно, но тогда надо платить огромные налоги. Можно, например, объявить, что мы стали владельцами киносокровищ, которые оцениваются в $120 млн. На что государство тут же попросит заплатить налог на внереализационный доход, а это будет как минимум НДС в сумме $20 млн. Есть ли у какой-либо студии такие "лишние" деньги?! - Ситуация тупиковая? - Требование к Фильмофонду поставить коллекцию на баланс, т. е. реально оценить свой капитал, - не каприз Минкульта или Минфина, это насущное требование сегодняшнего дня и первый реальный шаг к реорганизации киноиндустрии. Государство абсолютно мотивированно поступает, требуя выделить существующие киноколлекции в независимые ГУПы. Тем самым оно сохраняет за собой контроль за использованием коллекции. При этом прозрачность баланса ТПО даст возможность привлечь инвесторов, прийти туда частному капиталу, поучаствовать в акционировании крупным компаниям и исключит возможность спекуляций, связанных с оценкой и приобретением самих киноколлекций по заниженным или неадекватным ценам. Сейчас есть определенное понимание, что необходимо принять специальные акты, нормативы, которые бы позволили студиям легализовать свои коллекции. Над этим ведется работа, но это вопрос времени. - В каком положении вы нашли производственный комплекс студии? - Рискну ответить следующим образом. Оценка чистой стоимости активов важна лишь для ликвидности предприятия. Но есть еще в экономике и такое понятие, как инвестиционная привлекательность (стоимость самого бизнеса). Применяется простое правило: доход от бизнеса сравнивается со средним доходом от среднерисковых ценных бумаг (приблизительно 20% годовых). В этом смысле студия не стоит ничего, потому что она не зарабатывает как производственная структура (если убрать доходы от коллекции, расходы студии будут покрыты только на 80 - 90%, и это в последнее время, а были периоды, когда эта цифра была гораздо ниже). Но потенциал у студии большой. Чтобы его реализовать, надо очень серьезно заняться наведением порядка: нужно выстроить новые внутренние связи и структуры действующего предприятия, навести порядок в дочерних компаниях, провести ремонт и переоснащение самой студии и т. д. Я задам вам очень простой вопрос - сколько вы знаете чешских фильмов, снятых за последние годы? - Пять-шесть...

- А вы знаете, какой оборот был у чешской студии Barrandow в прошедшем году? $200 - 250 млн! - Но это же в первую очередь услуги, а не доход от собственного кинопроизводства.

- Безусловно! И студия живет за счет этих денег. Это нормально - делить процесс на творческий и производственный. Нельзя все складывать в одну корзину, а у нас это делают все время. На основе ТПО необходимо попытаться сделать хорошую, высококлассную, европейского уровня кинофабрику. Безусловно, ТПО будет заниматься и собственными кинопроектами, но при условии 100% -ной гарантии финансирования. Акцент деятельности ТПО должен быть сделан именно на кинофабрике. У нас пока нет такой современного уровня структуры при наличии весьма устойчивого спроса. Можно, конечно, ждать, что завтра будет снят гениальный фильм на разваливающейся производственной базе и в грязном павильоне и он (этот фильм) принесет колоссальный доход. Но я здесь стараюсь придерживаться мнения, понятного любым инвесторам, - кинофабрика должна иметь постоянный, гарантированный текущий доход, позволяющий студии развиваться, обновлять оборудование, достойно платить сотрудникам, возвращать кредиты, а если появится киношедевр...

- Но "Мосфильм" уже живет на услугах... - У студии Горького есть одно преимущество. Она не такая большая, как "Мосфильм", и может быть более мобильной, более гибкой в своей технической политике. Она может быстрее реагировать на изменения, происходящие на рынке услуг, быстрее обновлять оборудование. Студия может и должна стать пионером в технологических вопросах. - Для этого нужен и сильный персонал.

- Думаю, в этом плане у нас все в порядке. На студии работоспособный коллектив. Наша страна изобилует талантами. Будем учиться и обучать сами. Готовы сотрудничать со всеми, кто преуспел в отдельных отраслях кинопроизводства. А таких людей и компаний у нас немало. Будем стараться привлечь всех их к взаимовыгодному сотрудничеству. Уже сейчас ведем большое количество предварительных переговоров. На мой взгляд, создание продюсерского центра, учрежденного при 100% -ном участии студии, наиболее приемлемый, соответствующий духу времени вариант. Но окончательного ответа пока у меня нет. Когда будут готовы все необходимые для реорганизации студии документы, мы обязательно проведем собрание творческих работников, выслушаем их мнение и по кандидатуре в том числе на пост художественного руководителя студии. - Чем сегодня зарабатывает студия? Банкротство вам уже не грозит? - Оказываются услуги: снимается большое количество сериалов, арендует помещения канал "Дарьял ТВ", активно задействован телепавильон. В конце декабря пришел последний платеж за коллекцию. Проблема банкротства разрешилась еще в прошлом году. Студия за счет доходов от продажи прав на телепоказ коллекции выплатила кредитору долг. Теперь в этом отношении все спокойно. Однако если сейчас не предпринять срочных мер по реорганизации студии, то ситуация может повториться и будет более болезненна, в связи с тем что основные средства, которые поступали на студию от продажи прав на телевизионный показ фильмов из коллекции, уже израсходованы, а текущие доходы, к сожалению, невелики. - Для киносообщества вы новый человек. Трудно было найти понимание в среде кинематографистов? - Я не могу сказать о всех работниках отрасли, но с теми, с кем общался, взаимопонимание возникало без проблем. - И с директором студии Владимиром Грамматиковым? - Владимир Александрович - талантливый человек. В Министерстве культуры ему было сделано предложение стать директором фильмофонда студии - он не отказался, сейчас участвует в процессе реорганизации студии. Ему также предложено после завершения реорганизации стать художественным руководителем ТПО. Считаю, у нас с ним есть шанс плодотворно взаимодействовать. В наших планах снять до конца года две сказки, есть и другие творческие проекты, в которых опыт Грамматикова для студии был бы полезен.

- Вы - ставленник Внешэкономбанка. Какова его цель - стать акционером студии? Или просто руководство банка любит кино? - Я не знаю, откуда у СМИ информация, что я ставленник Внешэкономбанка. У меня прекрасные отношения не только с этим банком, но и с другими. Но интерес к студии у Внешэкономбанка действительно есть, как, впрочем, и у других крупных структур. Никто не собирается его скрывать, однако никаких решений не принято. Мы ведем и будем вести конструктивный диалог со всеми потенциальными инвесторами.

- Почему вас заинтересовало именно кино? - С моей точки зрения, кинорынок в России сейчас крайне перспективен. Максимум через пару лет он станет очень серьезным финансовым ресурсом. Кинопроизводство будет интересным для бизнеса. Такова объективная реальность, ведь иначе по стране не открывалось бы по два-три новых кинотеатра в месяц. - Но они работают на американском репертуаре! - Когда в России полноценных и современных кинотеатров будет несколько сотен или свыше тысячи, произойдет качественный скачок. Если вы привозите в страну помидоры, но в ней у вас всего два овощных ларька, то вам проще импортировать пару десятков ящиков. Но если появляются тысячи магазинов - инфраструктура сбыта, то вы будете просто вынуждены думать о производстве - сажать помидоры на месте, а если климат не позволит им дозревать, даже создавать тепличные условия. Ну и естественно, и это уже серьезно, вопрос развития киноиндустрии - это вопрос идеологии. Думаю, потребность в отечественных фильмах вырастет во много раз. Поэтому моя мотивация очень проста: в перспективе это прибыльный сектор экономики, которым надо заниматься уже сейчас. Готовить все технические и юридические основы кинобизнеса, закладывать базу. Сейчас мы находимся в начале пути - идет предынвестиционный процесс.