СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТА: Объекты и инструменты лоббизма


Этой статьей мы продолжаем серию публикаций об особенностях взаимоотношений отечественного бизнеса и госвласти. Предыдущая была опубликована 18 февраля.

Лоббистских площадок существует ровно столько, сколько и государственных учреждений. В первую очередь это, конечно, федеральные органы власти - правительство и Государственная дума. Лоббирование в этих институтах, как правило, достаточно дорогое удовольствие, поэтому это удел крупных компаний.

Под прицелом многих лоббирующих групп находятся органы исполнительной власти - правительственные министерства, особенно Минфин, а также Центральный банк. Именно здесь действуют более 50% всех лоббистов. Однако лоббирование также процветает на уровне республиканских и местных властей - словом, везде, где бизнес входит в соприкосновение с государством.

Основная федеральная лоббистская площадка - Государственная дума. Подковерная борьба лоббистов сопровождает принятие федерального бюджета и важнейших законодательных актов, парламентских запросов и проведение парламентских слушаний. В нижней палате сложилась группа авторитетных депутатов из 40 - 50 человек, которые работают не первый срок и досконально изучили деятельность законодательного органа. Эти люди хорошо знают друг друга, имеют широкие связи. Именно через них ведется основная лоббистская работа.

Деловое сообщество использует в стенах Госдумы следующие типы лоббирования: отраслевое, выражающееся в защите интересов отраслей или крупных деловых объединений по отраслевому признаку; реализуется через комитеты или отраслевые межфракционные депутатские группы (МДГ); региональное, заключающееся в отстаивании позиций предприятий и компаний отдельного региона; осуществляется депутатами-одномандатниками или региональной МДГ; социально-политическое, направленное на защиту интересов политических партий и стоящих за ними деловых кругов; проводится через фракции; индивидуальное, в том числе корпоративное: проталкивание конкретных интересов отдельных бизнес-структур; осуществляется по линии комитетов или отдельных депутатов.

Общепризнанным образцом для подражания стали лоббисты, представляющие в Госдуме федеральное правительство. Остается только догадываться, как им удается добиваться своих целей. Но по нижней палате давно ходят слухи, что за определенную позицию при голосовании правительство помогает депутатам решать конкретные проблемы их регионов. Как уже писали многие газеты, неприкрытый лоббистский торг с парламентариями шел при обсуждении федерального бюджета на 2002 г., особенно в третьем чтении. Лидеры левого меньшинства неоднократно называли это "подкупом на государственном уровне".

Лоббированием сопровождается абсолютно любой обсуждаемый Госдумой законопроект, который предполагает выделение финансирования или предоставление льгот и преференций.

В нижней палате широко процветает отраслевой лоббизм. Естественные монополии и крупные отраслевые объединения в ходе последних парламентских выборов помогали многим депутатам в организации и проведении избирательных кампаний. В итоге, например, ТЭК имеет в Госдуме около 100 депутатов, объединившихся вокруг МДГ "Энергия России". РАО ЕЭС поддерживают депутаты из близкой к главе монополии фракции СПС. Традиционно сильными лоббистами остаются аграрии и северяне, постепенно возрастает роль военных.

Надо заметить, что МДГ, число которых достигло 25, стали в Госдуме основной организационной формой лоббизма. Более половины депутатского корпуса входят в то или иное образование. Эти своеобразные клубы по интересам порой объединяют непримиримых в других условиях депутатов. Интересы той или иной части бизнес-сообщества отстаивают МДГ, объединившиеся как по хозяйственному признаку ("Энергия России", "Товаропроизводители России", "Российские инвестиции", "Депутатский продовольственный совет", "Деловая Россия", "Юристы России" и т. д.), так и по территориальному ("Север России", "Юг России", "Центр России", "Сибирское соглашение").

Автор - специалист по связям с общественностью, работает в одном из комитетов Государственной думы