СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТА: Войны интересов в Госдуме


Этой статьей мы завершаем серию публикаций, посвященных особенностям взаимоотношений отечественного бизнеса и госвласти. Две предыдущие части были опубликованы 18 февраля и 4 марта. Борзыми щенками? Думский лоббизм подразумевает проталкивание одних законопроектов и торпедирование других, внесение и отстаивание поправок, направление депутатских запросов и писем. О коррупции, процветающей в чиновничьих и депутатских кругах, сказано уже немало, и все же нельзя не напомнить о том, что далеко не все депутаты отстаивают интересы представителей бизнеса только из идейных соображений. Существует даже негласный прейскурант, в соответствии с которым некоторые депутаты помогают лоббистам. По словам помощников депутатов, нередко только за встречу с парламентарием представителю какой-либо компании приходится выкладывать $1500 - 3000. Звонок депутата ответственному работнику исполнительного ведомства с просьбой оказать конкретную услугу оценивается в $2000 - 4000, направление депутатского запроса в госорган (например, в налоговую инспекцию с просьбой учинить проверку конкурента) - в $2000 - 5000.

На порядок дороже оценивается внесение лоббируемых поправок, а проталкивание важных законопроектов может стоить $100 000 - 200 000. Суммы варьируются в зависимости от влиятельности народного избранника, объема и сложности лоббистской игры. В отдельных случаях цена депутатской поддержки - это решение квартирного вопроса, организация зарубежной поездки или трудоустройство родственника.

Скупка депутатских голосов считается среди лоббистов непрофессиональным и" топорным" приемом работы. Опытный лоббист, заручившись поддержкой заинтересованных депутатов, начинает планомерно воздействовать на тех депутатов, которые еще не определились по данному вопросу (а таких всегда большинство). Он инициирует публикации в прессе. Газеты и журналы с полезными статьями раскладываются по депутатским ящикам, публикации включают в подготавливаемые думской пресс-службой обзоры СМИ. Лоббист организует пресс-конференции и парламентские слушания, принимает меры, чтобы кураторство над законопроектом было поручено удобному комитету. Эти меры позволяют сформировать у большей части депутатского корпуса нужное мнение. Как показывает думская практика, парламентарии не всегда вникают в юридические тонкости обсуждаемого вопроса и зачастую голосуют, положившись на мнение большинства.

Кольца власти.

Жизнь парламентского лоббиста осложняют группировки, которым невыгодно принятие того или иного документа. Антилоббирование заключается в торпедировании законопроекта, выхолащивании его смысла поправками и т. д.

Лоббисты и антилоббисты сталкиваются во время каждого цикла, который проходят в Госдуме законопроекты. В ходе первого чтения лоббист занят популяризацией основной идеи документа, в это время антилоббист пытается доказать ненужность законопроекта в принципе. Во втором чтении лоббист работает с курирующим комитетом, проводит и популяризирует необходимые поправки. Задача антилоббиста на этом этапе - внесение выхолащивающих смысл поправок. Он старается провалить документ при голосовании на пленарном заседании. Третье чтение - последний шанс для антилоббиста перевести законопроект в предыдущие чтения или вообще снять его с рассмотрения, лоббист противостоит этим попыткам. С переходом законопроекта в Совет Федерации туда же перемещается борьба вокруг документа. На последнем этапе задача лоббиста - достичь одобрения законопроекта сенаторами; антилоббист добивается вето.

Думские лоббисты работают не только с депутатами. Все чаще в поле их зрения попадают сотрудники аппарата парламента. От последних также зависит немало: скорость продвижения законопроектов, содержательная проработанность заключений, технические нюансы. Часто сами сотрудники аппарата занимаются лоббированием интересов тех или иных компаний. Согласно информации парламентских источников, около половины думских чиновников в той или иной степени занимаются лоббированием.

Чего хотят лоббисты.

У большинства людей сложилось негативное мнение о лоббистской деятельности. Лоббирование представляется чем-то незаконным, синонимом коррупции и взяточничества. Но многие забывают, что оно предоставляет возможность бизнес-структурам косвенно участвовать в подготовке и принятии государственных решений. Через лоббистскую деятельность реализуются их интересы, которые в ином случае могли бы остаться незамеченными.

Лоббирование, если оно ведется легальными методами, не является чем-то зазорным и нечистым. Только, к сожалению, четкие законодательные рамки дозволенных приемов до сих пор не определены. Закон "О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти" пылился в Думе с 1992 г. Этот документ предполагал запрет на занятие лоббистской деятельностью для работников федеральных органов власти, содержал требование о регистрации лоббистов и их регулярной финансовой отчетности. По законопроекту трижды проводились слушания, в ноябре 1995 г. он был внесен на пленарное заседание; из 226 присутствовавших депутатов против проголосовали только пять, но необходимого кворума (как раз 226 человек) не набралось.

Сложившаяся в Госдуме система лоббистских отношений устраивает большинство депутатов. По этой причине парламентариями была встречена в штыки инициатива нового Совета Федерации, желающего принимать большее участие в разработке законов. Впрочем, этим же объясняется стремление членов верхней палаты влиять на законодательный процесс на ранних стадиях. Попытки законодательно урегулировать лоббистскую деятельность предпринимались неоднократно. Но все они были пресечены на ранних этапах. Вот и в нынешней Думе на документе, похоже, поставили крест. Не нашлось желающих пролоббировать закон о лоббировании.

Автор - специалист по связям с общественностью, работает в одном из комитетов Государственной думы