ТОРГОВЫЙ СПОР: Жесткость и гибкость ВТО


История взаимоотношений России и ГАТТ, а впоследствии его преемника ВТО достаточно запутанна и во многом политизированна. СССР стоял у истоков создания многосторонней системы торгового регулирования в 1946 - 1947 гг., но отказался принять в ней участие по политическим причинам. В 1980-е гг. настала очередь Запада заблокировать усилия СССР по сближению с системой многостороннего регулирования мировой торговли. Надо вступать.

Эти проблемы унаследовала и Россия. Идет уже десятый год переговоров о присоединении России к ВТО. За это время прекратило свое существование Генеральное соглашение по тарифам и торговле, вступила в действие Всемирная торговая организация, закончился один раунд многосторонних торговых переговоров и начался другой. Однако в России все еще нет консенсуса по вопросу присоединения к механизму многостороннего регулирования международной торговли. С одной стороны по-прежнему раздаются призывы как можно скорее присоединиться к ВТО любой ценой, а с другой - голоса тех, кто считает, что членство в организации "подорвет" российскую экономику, поскольку западные страны рассматривают переговоры с ВТО как средство ликвидации российской промышленности и освобождения места для своих товаров и услуг. В ходе развернувшейся в России широкой дискуссии о целесообразности присоединения к ВТО очень сильно смещены акценты. Вопрос о том, нужно ли России членство в ВТО, не должен обсуждаться. Россия не может оставаться в стороне от выработки правил и принципов регулирования мировой торговли, которые создавались и создаются без учета ее национальных интересов. Россия все равно сталкивается с нормами и принципами ВТО в двусторонних отношениях с членами организации, поскольку их законодательства приводятся в соответствие с разработанными в рамках ВТО нормами и правилами. Складывается парадоксальная ситуация, когда мы вынуждены играть по чужим правилам, не только не имея возможности участвовать в их разработке, но и не обладая всем объемом прав, который сопровождает такие правила в рамках ВТО (речь, в частности, о механизме разрешения торговых споров). В этом плане членство России в ВТО нам крайне нужно и важно, без него невозможно экономическое развитие страны как неотъемлемой части мировой экономики.

Условия членства.

Обсуждению должно подлежать не членство России в ВТО, а условия членства, которые у всех разные. Есть участники ВТО, условия членства которых сводят на нет все потенциальные преимущества, вытекающие из членства в организации. Это не является свидетельством дурного нрава ВТО, это просто говорит о неготовности данных стран участвовать в большой игре под названием "мировая торговая политика". Выгодными для нас будут только такие условия членства, которые обеспечат России полный набор прав, вытекающих из участия в организации, а также временные льготы и периоды для адаптации к отдельным ее обязательствам. В то же время такие льготы должны носить разумный временный характер и не должны быть требованием специальных условий членства России в ВТО на постоянной основе, что привело бы к размыванию основополагающих принципов организации. Необходимость предоставления льгот признается и нашими партнерами. Различия в позициях состоят в масштабе и размерах льгот, и самое главное - в размере дополнительных обязательств, которые России предлагают выполнять после присоединения к ВТО.

Критический момент.

Последний раунд переговоров свидетельствует о том, что они еще далеки от завершения и что России предстоит пройти немалый путь до выработки приемлемых условий членства в ВТО. Приходится констатировать, что новый уровень политических отношений России с Западом не очень сильно влияет на суть его позиции по вопросу присоединения России к ВТО. Это вполне характерно для ВТО. "Дружба дружбой, а табачок врозь" - этот принцип соблюдается в рамках ВТО железно. Остаются разногласия как в переговорах по тарифным уступкам, так и по услугам. Несмотря на то что к настоящему времени согласовано 80% тарифа России, 20% несогласованных позиций - наиболее чувствительные для нас. Уступки по ним если и возможны, то в не очень большом размере. В числе "несогласованных" остаются такие секторы экономики, как авиация, автомобильная промышленность, сельское хозяйство.

Вряд ли устроит нас первый проект доклада рабочей группы о присоединении России к ВТО, в котором формулируются все дополнительные обязательства, которые страна обязуется выполнять после присоединения. Понятно, что это первая, максимальная переговорная позиция западных стран, которая подлежит обсуждению. Однако размер "максимализма" настораживает.

Сейчас переговоры достигли критической стадии. В ближайшие полгода станет ясно, готовы западные страны к реальным компромиссам в ходе присоединения России к ВТО или они будут пытаться навязать нам неприемлемые условия членства, когда наше участие в ВТО может привести не к улучшению, а к ухудшению условий участия России в мировом товарообмене. Нужны компромиссы.

Переговоры о присоединении к ВТО всегда носят жесткий характер. И это вполне объяснимо: несмотря на то что в деятельности ВТО участвуют правительства, политика в рамках ВТО в значительной степени определяется деловыми кругами стран-участниц.

В ВТО крайне слабо работают политические аргументы, в ней превалируют экономические подходы. И это неплохо. Плохо, когда экономические подходы заменяются коммерческими - любой ценой отстоять интересы национального бизнеса, даже путем нарушения основополагающего принципа рыночной экономики - принципа свободы конкуренции.

К сожалению, именно эта тенденция все сильнее и сильнее проявляется в последнее время в ходе приема новых членов в ВТО. Ее участникам трудно удержаться от соблазна повысить плату за присоединение к ВТО и выжать из присоединяющихся государств максимум уступок, которые подчас далеко выходят за рамки обязательств, предполагающих членство в организации. В то же время именно гибкость и готовность к компромиссам была одной из главных причин эффективности деятельности системы ГАТТ/ВТО в течение 45 лет. История ГАТТ/ВТО знает немало примеров того, как члены организации гибко подходили к проблемам учета интересов отдельных стран и в ходе выработки условий их членства, и в ходе многосторонних переговоров по выработке новых правил регулирования международной торговли. Это относится к таким секторам торговли, как текстиль, сельскохозяйственные товары, гражданская авиатехника, - по сути, они были выведены из-под сферы действия ВТО. Основанием для этого стала прежде всего неготовность западных стран конкурировать на равных с дешевой продукцией развивающихся государств.

Хочется верить, что именно такой подход будет проявлен и при вступлении России в ВТО. В конце концов, в нашем вступлении в ВТО заинтересованы не только мы, но и все члены ВТО, рассматривающие Россию как своего партнера и стратегического союзника. Автор - проректор Высшей школы экономики, руководитель экспертной группы РСПП по присоединению России к ВТО