ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР: Зачем руководителю эмоциональный разум?


Четвертая статья из цикла, посвященного лидерству. Предыдущие были опубликованы 28 февраля, 6 и 13 марта.

С древних времен люди задавались вопросом о том, что дает лишь ограниченному числу им подобных вести за собой массы и создавать военные, политические и бизнес-империи. Двести лет назад Наполеон создал первую известную в истории управленческую матрицу, классифицировав своих последователей с точки зрения силы их ума и энергии. Обладающим обоими этими качествами отводилась роль лидеров-генералов. Только умом - штабистов. Лишенных сообразительности энергичных мужчин ждала пехота, а остальных великий император предлагал расстреливать. Традиционные отечественные представления об эффективных лидерах достаточно близки к наполеоновским: незаурядный ум и железная воля - вот ключевые характеристики успешного лидера в России.

За минувшие два века исследования в области лидерства проделали значительный путь. В начале 1990-х гг. американский социолог и журналист Даниэл Големан ввел в оборот термин "эмоциональный разум" (emotional intelligence), который навсегда изменил представления о компетенциях эффективного лидера. Оказывается, последнему не нужно быть суперумным, для его главной задачи - вдохновлять и направлять - гораздо важнее равномерное развитие обоих полушарий, сочетание разумного и чувственного. Големан выделяет пять составляющих эмоционального разума.

Знание себя - это способность различать и интерпретировать собственные настроения, эмоции, порывы, а также их влияние на других людей.

Саморегулирование - способность думать прежде, чем действовать, контролировать и направлять в желаемое русло собственные импульсы и порывы. Эффективный лидер осознает, что желание закричать на помощника связано, например, с утренней ссорой с собственной женой, и сдержит эмоции.

Мотивация - третий компонент эмоционального разума. Речь идет об особой, характерной для лидеров мотивации, фактически страсти к работе, несгибаемом стремлении добиваться цели. Эмпатия - это способность понимать эмоциональное состояние других людей и взаимодействовать с ними с учетом их чувственных реакций. При слове "эмпатия" сразу вспоминается великий тренер Анатолий Тарасов, запевший "Интернационал" в раздевалке советской сборной, проигрывавшей после двух периодов финальный матч олимпийского турнира. Игроки присоединились к тренеру, а затем вышли на поле с таким эмоциональным зарядом, что соперники были смяты.

Социальный навык - умение находить общий язык, устанавливать и поддерживать отношения с людьми вне зависимости от их предрасположенности к этому. Бывший американский президент Клинтон обладает исключительными социальными навыками, которые он неоднократно демонстрировал в разных концах света, "заставляя" полюбить себя и первоначально враждебно настроенных к нему и друг к другу политика Арафата и генерала Барака, и простоватого российского президента, и жаждущих крови членов Сенатской комиссии, расследовавшей его дело.

Концепция эмоционального разума определяет алгоритм эффективного лидерского поведения в отношении своих реальных и потенциальных последователей, основными этапами которого являются понимание собственных эмоций, управление своими эмоциями и поведением, диагностика эмоционального состояния других людей и построение отношений с ними на основе понимания эмоционального состояния обеих сторон. Наверное, каждый из нас попадал в ситуации, когда, вступая в отношения, испытывал нежелание их продолжать, а через некоторое время чувствовал, что не представляет свою жизнь без этих отношений. Наши контрагенты в этих случаях демонстрировали эффективность их эмоционального разума.

Развитие эмоционального разума - трудное, но не невозможное дело. В отличие от IQ, мало меняющегося в зрелом возрасте, EQ, в основе которого лежит опыт управления собой и окружающими, может и должен возрастать.

Первое правило развития эмоционального разума состоит в признании для себя самого следующих очевидных фактов: человек - эмоциональное существо, эмоции играют значительную роль в его поведении, эмоциями можно и нужно управлять. К сожалению, мой опыт работы с руководителями показывает, что очень многие из них не оставляют эмоциям права на существование в мире бизнеса. За это чаще всего расплачиваются подчиненные рационального лидера и акционеры возглавляемой им организации.

Второй шаг в развитии эмоционального разума - систематическая интерпретация собственных поступков и прочтение вызвавших их эмоций, желаний и потребностей. Самостоятельные усилия, работа с консультантами или просто близкими людьми позволяют начать адекватно воспринимать собственные чувства и поступки и управлять ими, овладеть искусством саморегуляции. Это качество особенно важно для людей, стоящих во главе организаций, поскольку их эмоциональное состояние регулярно транслируется на всех ее членов. Безусловно, для эффективного управления современной организацией эмоционального разума не достаточно. Требуется множество компетенций, причем их набор зависит от целей компании, стадии ее развития, отрасли, в которой она работает, и других факторов. История не донесла до нас примеров лидеров, которые бы обладали всем необходимым набором качеств и навыков. Но что всегда отличало успешных руководителей от менее успешных - это способность трезво оценивать себя и эффективно компенсировать собственные слабости. Автор - партнер консультационной компании Zest Leadership