Ценовой войне не видно конца


ДЕТРОЙТ - Корпорация General Motors пообещала клиентам предоставлять им более щедрые скидки и расширить ассортимент новых моделей. GM также учла интересы акционеров, заявив о своем намерении активизировать усилия по сокращению затрат.

Корпорация, во вторник представившая свою стратегию аналитикам, исходит из предположения, что ценовая война на автомобильном рынке продлится еще долго. В результате даже с учетом наметившегося недавно экономического улучшения всем компаниям "большой тройки" придется по-прежнему изыскивать резервы для снижения себестоимости.

GM, в течение долгого времени уступавшая конкурентам инициативу, сейчас находится в более благоприятном положении, чем две другие детройтские корпорации, Ford Motor и Chrysler, входящая в концерн DaimlerChrysler. GM стала единственным автомобилестроителем в США, закончившим 2001 финансовый год с прибылью. Новая серия внедорожников GM оказалась успешной, к тому же сказались многолетние усилия, направленные на рост производительности и сокращение затрат. Однако Ford и Chrysler активно реализуют свои программы по повышению эффективности бизнеса. Хотя представители этих компаний признались, что установленные в данное время скидки слишком велики, ни Ford, ни Chrysler не намерены признавать свое поражение в ценовой войне.

"Мы и дальше будем придерживаться агрессивной стратегии, чтобы сохранить и даже увеличить нашу долю рынка", - заявил президент североамериканского подразделения GM Гэри Каугер. Правда, такая тактика приводит к уменьшению прибыли. "Конечно, нынешняя низкая маржа ненормальна для отрасли, но конца ценовой войны не видно, поэтому единственное, что нам остается, - это еще усерднее снижать затраты и улучшать качество", - говорит Рик Вагонер, генеральный директор GM.

Представители корпорации сообщили, что GM планирует сохранить в этом году структурные затраты на уровне $40 млрд, сокращая расходы на производство и разработку, чтобы получить дополнительные средства в размере $1,3 млрд на пенсионные и другие социальные отчисления. Кроме того, компания рассчитывает на $2,5 млрд урезать годовую спецификацию на комплектующие.

Средства, полученные от продажи новых внедорожников GM, использованы для обеспечения системы скидок в США. Линейка автомобилей Chevrolet пользовалась в феврале большим спросом, чем конкурирующие Ford.

В условиях обострения конкуренции руководство GM возлагает большие надежды на такие новинки, как внедорожники Saturn Vue и Hummer H2, а также седан класса люкс Cadillac CTS. Представители корпорации не исключают, что прогнозы относительно объема продаж GM в США на этот год будут скорректированы в сторону увеличения, если общая тенденция к восстановлению экономики окажется устойчивой. По официальным сообщениям, в GM намерены и впредь повышать производительность предприятия. Несмотря на то что в течение последних 10 лет компания неуклонно снижала стоимость комплектующих, новая система контроля за сокращением материальных затрат, при которой учитываются изменения, способные увеличить общий объем расходов, позволила в этом году действовать более эффективно.

Запланированное на 2002 г. снижение расходов на материалы и комплектующие в размере $2,5 млрд в процентном выражении означает сокращение на 3,5%. Для сравнения: в 2001 г. этот показатель составил 2,2%, а в 1998 - 2000 гг. расходы сокращались в среднем на 1,8% в год.

"Это культурная революция! Вот это уже никак нельзя назвать жонглированием цифрами! " - восклицает руководитель отдела по закупкам Бо Андерссон, добавляя, что в GM очень надеются, что в этом году добьются запланированных 3,5%, но полной уверенности у них нет. (WSJ, 20. 03. 2002)