Германия теряет респектабельность


БЕРЛИН - Серия коррупционных скандалов, выявившая преступную сращенность чиновничества и бизнеса в Германии, может заставить немцев изменить свой взгляд на знаменитый социальный консенсус.

Когда власти города, являющегося оплотом Социал-демократической партии Германии, начали строительство мусороперерабатывающего предприятия, несколько компаний, участвовавших в проекте, создали тайный фонд в размере $14 млн. По данным прокуратуры, эти деньги были положены на счет в одном из швейцарских банков и частично пошли на финансирование партийных мероприятий. Общественность узнала об этом финансировании лишь в марте, после отставки Норберта Рютера, местного функционера СДПГ.

Представители прокуратуры утверждают, что скандал может затронуть и другие города Германии, поскольку организаторы фонда планировали подкуп многих чиновников по всей стране. Это может привести к серьезным неприятностям для канцлера социал-демократа Герхарда Шредера, которому через полгода предстоит бороться за переизбрание. Скандал рассматривается в Германии как проявление более общей проблемы. Тесные связи бизнеса и экономики с политикой при недостаточном контроле общественности породили в стране условия для расцвета коррупции.

"Некогда блестящий имидж благополучной Германии поблек, - считает комментатор влиятельного еженедельника Die Zeit Йозеф Иоффе. - Социальный мир в действительности оказался парализующим фактором, с помощью которого власть имущие сохраняют статус-кво". Кельнское дело СДПГ - не единичный пример распространения коррупции. Недавно стало известно о врачах, в течение многих лет получавших взятки от фармацевтических компаний. По оценкам экономистов, порядка 350 млрд евро ($309 млрд), выплачиваемых за услуги на рынке труда, ежегодно скрываются от налогообложения. Одним из самых громких скандалов в Германии стало дело о взятках в связи с приватизацией химических предприятий в восточногерманском городе Лейна во время правления Гельмута Коля.

Дать количественную оценку коррупции очень трудно, однако некоторые исследовательские организации утверждают, что ситуация ухудшается. В частности, берлинская компания Transparency International, отслеживающая уровень коррупции в 91 стране, поставила Германию на 14-е место в 1999 г. и только на 20-е в 2001 г. (наиболее "чистые" страны занимают верхние строки списка).

До середины 1990-х взятки, даваемые немецкими компаниями правительствам других стран, можно было записать в разряд расходов, вычитаемых из налогооблагаемой базы. Первая организация, занимающаяся расследованием преступлений среди белых воротничков, была создана во Франкфурте всего 10 лет назад. "Германия не случайно спустилась в списке с 14-го на 20-е место, - считает Анке Мартиней, сотрудница Transparency International. - Дело в нашей промышленности. Промышленность всегда покупает то, что ей нужно".

Пресса в Германии редко пишет о коррупции в регионах. Кроме того, Германия - единственная страна в Западной Европе, не имеющая закона о свободе доступа к информации. Сославшись на этот закон, граждане развитых стран могут запрашивать любую информацию о деятельности государства и госчиновников. В Германии же с помощью формулировки "защита данных" от общественности можно скрыть самые обычные сведения, даже доходы парламентариев. (WSJ, 20. 03. 2002).

ШВЕЙЦАРСКИЙ СЛЕД.

Вот как, по мнению прокуратуры, строительные компании передали деньги в распоряжение СДПГ.

- Немецкие компании создают тайный фонд в размере 29 млн марок ($14 млн) и открывают для этого несколько счетов в Швейцарии.

- Кельнский функционер СДПГ Норберт Рютер получает пожертвования, часть которых поступает из швейцарского фонда.

- В Кельне Рютер передает деньги казначею кельнского отделения СДПГ Манфреду Бицисте.

- Бицисте фальсифицирует акт о получении пожертвований 42 членами СДПГ.

- 13 марта Рютер признается представителям кельнской прокуратуры в получении анонимного пожертвования в размере 415 000 евро ($366 000).