ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Племянники социализма


Считается, что национальное автомобильное производство - идеальная сфера для стимулирования "правильного" роста, исправляющего сырьевую гипертрофию экономики. Нужно лишь защитить на время рынок, где отечественные машины проигрывают подержанным иномаркам. Несколько льготных лет позволят накопить средства и осуществить инвестиции, чтобы преодолеть технологическое отставание. И последние станут первыми, а "десятка" - "Опелем".

Пусть так. В картинке есть, правда, одна деталь. В реальности героическую борьбу за автопром ведут не совсем автопроизводители. У тех для этого нет финансовых и политических возможностей. Борьбу ведут пришедшие в автопром металлурги, прежде всего алюминщики. Что вроде бы тоже отрадно. Сырьевые олигархи, заработав деньги на ценовой конъюнктуре, вложат их в несырьевой сектор. И вот она - естественная структурная перестройка по Илларионову: не изъятая государством рента, оставшись у частного капитала, начинает работать на экономику. Но есть одна деталь. Металлурги, заинтересованные в сбыте своей первичной продукции, прежде чем вложиться в автопроизводство, обдумчиво "просят властей" прогарантировать им монополию на производство автомобилей в нише $4000 - 8000. То есть гарантировать ренту в этом новом для них секторе. Привычка, понимаешь, вторая натура.

И что получается? Электричество у нас дешевое прежде всего по социальным причинам: российский обыватель платить за свет настоящую цену не может. А промышленность - не хочет. Общая ценовая субсидия концентрированно аккумулируется в металлургии и превращается в сверхприбыли. Затем, чтобы удержать эти капиталы в границах родной экономики, вводятся высокие пошлины на иномарки. И вот - если перевернуть картинку лицом к потребителю - получается, что недоплачивая каждый месяц за свет, он переплатит в конце концов за автомобиль, получая более низкое качество по той же цене.

Эта потребительская ситуация в своих главных чертах недалеко ушла от незабвенного СэСэСэ-эР. Владельцы автотранспорта именовались там официально "автолюбителями". Сначала полжизни копят, потом чинят - и безмерно счастливы. Но и цена за эту морально-нравственную роскошь немалая - 20 - 30 месячных окладов. Ибо рядовому советскому человеку это не нужно. Ему нужно, чтоб были почти бесплатные свет, вода и тепло. И советский человек долго, фыркая, мылся, не выключал свет в сортире и кипятил белье на плите. А "автолюбитель" лежал во дворе под своим "Запорожцем".

Субсидия и монопольная рента - две стороны одной медали. Конкурентоспособный (т. е. дешевый) российский автомобиль появится ровно тогда, когда исчезнет возможность делать бизнес на превращении субсидий в ренту, а правительство откажется от идеи строить растущую национальную экономику как дом на курьих ножках.