ОТ РЕДАКЦИИ: Долой иномарки


Вчера правительство, кроме прочего, приняло два важных решения. Одно - плохое. Второе - не очень хорошее. Плохое - это повышение пошлин на иномарки (см. стр. А1). Не слишком хорошее - это введение транспортного налога (см. стр. А3). Теперь по порядку.

Хотя два года назад Владимир Путин обещал отменить налоги на оборот, а не заменить их другими налогами, с дорожным сбором произошло именно последнее. Правда, регионы, которые на деньги от этого налога строили и ремонтировали дороги, все равно в проигрыше. Но главный "потерпевший" - владельцы иномарок и "Волг ". Правительство придумало так, что за право ездить на своих машинах владельцу новой иномарки придется теперь отдать примерно $1000 в год. Эксплуатация хороших машин становится ужасающе дорогой.

Тем не менее регионы будут недовольны. Ведь добавление им 1,5% налога на прибыль и 25 млрд руб. федеральной помощи даже вместе с транспортным налогом компенсирует, по первым прикидкам, лишь 60% "выпадающих" расходов. Судите сами. В 2001 г. отменяемый дорожный налог принес регионам 129 млрд руб. Передаваемая регионам дополнительная доля налога на прибыль в ценах прошлого года составляет 30 - 40 млрд руб. Вместе с федеральной помощью и транспортный налог получится примерно 80 млрд руб. (в ценах 2001 г.).

Но и это праздник для региональных дорожных фондов - ведь их не отменили. Значит, у губернаторов остается очень удобная кормушка, хоть и поменьше размером, а дороги по-прежнему будут строиться крайне неэффективно, по принципу "надо освоить побольше средств". Владельцы автомашин явно не скажут "спасибо" правительству. Для машин с мощностью до 100 лошадиных сил максимальная ставка составит 10 руб. за 1 л. с. Минфин лукавит, говоря словами первого замминистра Сергея Шаталова, что регионы установят ставку на уровне 1/2 от максимальной, т. е. 5 руб. за 1 л. с. Нет, возьмут по полной. Так же, как налог с продаж, у которого максимальная ставка - 5% и реальная почти везде - такая же. Значит, хозяйка миниатюрной "Оки" отдаст государству 310 руб. в год, а владелец "Жигулей" - не 320 - 350 руб., как говорит Шаталов, а 700 - 800 руб. Вообще, Минфин отлично придумал с пороговыми 100 л. с.: получается, что подавляющее большинство "Жигулей" подпадают под минимальную ставку, а половина "Волг" - нет. Это наглядная агитация за тольяттинские изделия. Сколько заплатят приверженцы ГАЗа и иномарок, никто не знает, поскольку для машин больше 100 л. с. правительство, похоже, не собирается устанавливать ни предельной, ни минимальной ставки. Может, придется платить $700, а может, и $1200. Это замечательный предмет торговли между губернаторами и местными элитами. Особенно пикантно, если в разных регионах будут действовать разные ставки. Или везде - высокая, а, например, в Калмыкии - низкая. Возникнет целый бизнес по продаже калмыцких номеров.

Продолжило правительство вчерашний автопромовский парад повышением пошлин на иномарки. Старые иномарки ввозить станет просто невыгодно, да и за машины до семи лет придется, кроме НДС, доплачивать еще сначала 25% -ную, а потом и 35% -ную пошлину. Правда, правительство обещает, что через восемь лет пошлины начнут ежегодно снижать на 5% в год. Но кто знает, что будет через восемь лет? Так что будущее снижение пошлин, включенное в правительственное решение ради угождения чиновникам из ВТО, пока не более чем пустой звук. Даже если теперь отечественные автопроизводители месяца два будут отмечать грандиозную лоббистскую победу вместо того, чтобы работать, они не окажутся в проигрыше. По сути, они избавились от конкурентов на восемь лет и могут спокойно извлекать свою "авторенту", сравнимую теперь только с рентой природной. Но самое главное, новые автопроизводители сумели завоевать это право на ренту без серьезных встречных обещаний со своей стороны.

Ведь слова министра промышленности Ильи Клебанова - "мы собираемся лоббировать тех производителей, которые будут производить в России качественные автомобили" - опять-таки только слова. При таких пошлинах в России можно производить просто любые автомобили. А раз можно - значит, будут. До бесконечности удивляет наивность правительства. Тот же Клебанов говорит, что к 2010 г. наши автомобили должны выйти на экологический стандарт Euro-4. Это значит, что автопроизводители свой стратегический выбор сделали. Они не хотят сидеть в ценовой нише $4000 - 6000, они хотят продавать нам свои машины за $10 000 - 12 000. А то и дороже. Правительство, говоря о Euro-4 и вводя запретительные пошлины, эту автостратегию фактически одобряет. Именно в этом месте пути российских автопокупателей кардинально расходятся с путями производителей. Ведь даже в 2010 г. не многие смогут позволить себе купить "Жигули" за $12 000. Особенно если правительство будет и дальше подрывать благосостояние граждан протекционистскими мерами.