ОТ РЕДАКЦИИ: Курортный бартер


Такие соглашения в обилии есть в портфеле ведущих нефтяных компаний и монополистов - "Газпрома", Сбербанка и др. В общем виде схема такова: компания дает бюджету товарный кредит, деньги по нерыночным ставкам или строит что-нибудь социально значимое. Администрациям есть чем ответить: налоговыми льготами, гарантиями оплаты продукции компании (иногда - по завышенным ценам), содействием в банкротстве должников. На днях Карачаево-Черкесия подписала подобное соглашение с "Роснефтью". Компания строит подъемник и гостиницу на Домбае, четыре АЗС по трассе к Красной Поляне. Взамен "Роснефть" получает, по словам сотрудника администрации, "благоприятные условия по уплате налогов". Такие соглашения едва ли выгодны регионам и компаниям, не только получающим неформальную помощь, но и берущим на баланс непрофильные активы с проблематичной окупаемостью. Похоже, пример "Газпрома" и МПС, предприятий с "государственным менталитетом", любивших такие проекты (железнодорожники построили Ледовый дворец в Ярославле), никого не учит.

Крупные компании, присутствующие во многих регионах, любят эксклюзивные отношения с губернаторами. В свою очередь региональные хозяева, вроде бы выстроенные Кремлем в шеренгу еще два года назад, тоже не против эксклюзива. Некоторые результаты их взаимовыгодного партнерства обычно фиксируются в соглашениях о социально-экономическом сотрудничестве компании и региона.

Понятно, что подобные соглашения стимулируют коррупцию. Кто в итоге извлекает коммерческую выгоду от эксклюзива, без Счетной палаты не разберешься. Но главное, вместо налогов бюджеты получают бартер, который не потратишь на дороги и зарплату бюджетникам. Отказаться от привычных и интересных менеджерам компаний и губернаторам схем трудно, но надо.