Кто и как заказывает музыку


Вопрос, который всегда волнует кинематографистов - это вопрос о том, кто на что и в каком объеме получит государственные деньги. Несколько лет назад глава Госкино Александр Голутва заявил, что его ведомство переходит на систему грантов: не полного, а частичного финансирования кинопроектов. Затем Никита Михалков заговорил о возможности "госзаказа". Сам термин пока не прижился, но 100% -ное финансирование отдельных проектов уже существует. "Подбор кандидатов" на господдержку осуществляет экспертное жюри. О том, что именно готово финансировать министерство в этом году, "Ведомостям" рассказывает руководитель департамента государственной поддержки кинематографии Министерства культуры Российской Федерации Сергей Лазарук.

- Каковы итоги работы экспертного жюри? - За пять месяцев работы экспертное жюри, в состав которого входят известные российские кинематографисты, такие как Валентин Черных, Эдуард Володарский, Ирина Шилова, Александр Митта, Сергей Снежкин, Сергей Жигунов и другие, рассмотрело 170 кинопроектов полнометражных игровых фильмов. Хочу уточнить: речь идет не о сценариях, а именно о кинопроектах. Мы можем читать и по 600 - 700 сценариев. Но на экспертной комиссии мы рассматривали готовые проекты со всеми сметами, договорами, гарантийными письмами. Подготовить проект к представлению на господдержку - достаточно длительный и серьезный процесс. Из 170 проектов, претендовавших на государственную финансовую поддержку, экспертное жюри поддержало 62, из которых 22 - полнометражные кинодебюты.

- Это выбранная стратегия или случайность? - В кинематографической среде не раз возникали пожелания о приоритетной дебютной кинополитике со стороны государства. Осенью состоялся специальный пленум СК России по проблемам молодежи в кинематографе. Предлагалось ввести квоту 10 - 15% или вовсе объявить определенный год дебютных фильмов. Но возобладала здравая идея равных конкурсных условий для всех, и в итоге, как видите, государственную поддержку в 2002 г. получат 22 дебютанта (или более 30% от общего числа поддерживаемых проектов). Ранее, в феврале, было запущено уже восемь короткометражных фильмов-дебютов. Таков результат творческого конкурса, на котором дебютанты на равных боролись с именитыми мастерами.

- Поверим, что все серьезно изучается. Но как тогда объяснить кинообщественности, что государственную поддержку в прошлом году получил фильм "Часы без стрелок", а годом раньше практически тот же проект, но под названием "Тайна Нардо... " Владимира Наумова? Сейчас режиссер говорит о продолжении трилогии...

- А с другой стороны, та же кинематографическая общественность избирает этого уважаемого режиссера президентом новой академии кинематографических искусств. Кинематографическая общественность у нас - не однородная масса. Одна - уважает Владимира Наумова как известного авторитетного мастера, другая - подходит к нему критически - сквозь призму современных требований к кинематографу. Проекты, о которых вы упомянули, на экспертном жюри вызвали большую дискуссию - были и сторонники, были и оппоненты. Но речь идет о режиссере, который был заметной фигурой в нашем кинематографе на протяжении десятилетий, и это сыграло определенную роль. Окончательное решение принимало даже не экспертное жюри, а Совет по кинематографии Минкультуры России. Кинематограф тем и интересен, что существуют разные почерки, разные таланты, разные взгляды и вкусы.

- А что за история с фильмом Юрия Кары? В пресс-релизе написано, что картина "Я - кукла" снята при поддержке Службы кинематографии, но режиссер затем журналистам заявил, что поддержки не было.

- Юрий Кара подавал заявку на поддержку проекта "Я - кукла", получившего приз на сценарном конкурсе несколько лет назад. Но экспертное жюри после просмотра материала приняло решение отказать. Юрий Кара при господдержке уже снял другой фильм - по произведению Николая Лескова "Настоящие мужчины". Премьера картины состоится уже весной этого года.

- Так каким должен быть проект, чтобы получить государственную поддержку? - Сам процесс отбора кинопроектов идет от предложений кинематографистов. Государство, объявляя конкурс на господдержку, может сделать своего рода заказ на детское кино, на тему Великой Отечественной войны, другие социально значимые темы. Но мы стараемся прежде всего внимательно изучать поток сегодняшних предложений продюсеров. Например, приятной для Совета по кинематографии неожиданностью стал тот факт, что среди поддержанных экспертами 62 проектов 10 оказались на детскую тематику, для семейного просмотра. Помните, говорилось, что нужно чуть ли не директивно спускать госзаказ на детские фильмы, а киносообщество созрело само. Детских проектов было даже больше, чем мы отобрали. Так что рынок уже сам диктует тематику. Анализ поддержанных экспертным жюри проектов показывает, что в этом году будет много комедий. Возвращаются в большое кино Юрий Мамин, Алла Сурикова, Евгений Татарский, Андрей Малюков, Эльдар Рязанов со своим новым фильмом "Ключ от спальни", поддерживаемый нами совместно с РТР. Я думаю, что кинематографисты-комедиографы почувствовали свою востребованность. Вторая большая группа фильмов - мелодрамы. Как и для подростков, так и для взрослых. В частности, Константин Худяков запускает "Сердцебиение" с Игорем Костолевским и Верой Глаголевой в главных ролях. Мелодрамы снимут Станислав Говорухин, Сергей Соловьев, Дмитрий Месхиев... Примечательно, что при этом произошло резкое сокращение картин криминального направления.

- Но это не механическое переписывание "чернушности" в "белушность", о которой говорил Даниил Дондурей? - Речь пока идет только о сценариях, о заявленных проектах. В руках режиссера, как знаем, может все измениться. Тем не менее тенденции таковы, что в нашем кино в 2002 - 2003 гг. произойдет поворот к жанровому, зрительскому кино с интересными человеческими историями.

- Все ли соискатели получают равные суммы? - В 2002 г. на кинопроизводство выделено 760 млн руб. Смета 27 проектов не превышает примерно 9 - 15 млн каждый. Авторы 20 проектов просят у государства оказать финансовую поддержку в размере до 30 млн руб. Это дорогостоящие проекты, и окончательное решение по ним не принято. Мы не в состоянии запустить сразу 20 фильмов на 600 млн, в лучшем случае - пять картин. Поэтому среди этих 20 будет проведен дополнительный конкурс.

- Кто выступает партнерами Службы кинематографии? - По закону о господдержке отечественной кинематографии мы имеем право сотрудничать с любой компанией, киноорганизацией вне зависимости от формы собственности. Но сегодняшняя реальность подразумевает разного рода игроков, как честных, так и не очень. Для того чтобы государство не зря тратило деньги, а выделяло их на конкретные благие цели, мы предпочитаем работать с реальными партнерами, доказавшими на деле свою производственную и творческую состоятельность. В течение многих лет это и "Мосфильм" с его объединениями, "Ленфильм", студии Никиты Михалкова, Сергея Сельянова, Игоря Толстунова, Алексея Германа, десятки других, как государственных, так и частных студий и компаний. Именно поэтому мы рассматриваем гораздо больше проектов, нежели впоследствии запускаем. Сейчас, после заседания совета, начинается новый важный этап. Отдел по производству фильмов будет пристально изучать каждый проект, способность соискателей обеспечить производство фильма внебюджетными средствами, а если наш возможный партнер - новый игрок на кинополе, то и финансовое состояние, имидж и перспективы развития компании.

- Сколько фильмов планируется выпустить в 2002 г.? - Только в I квартале 2002 г. уже закончены производством 10 полнометражных художественных фильмов. Думаю, что эта тенденция сохранится и в течение всего года, т. е. к концу 2002 г. на отечественный экран выйдет порядка 40 полнометражных художественных фильмов, снятых при государственной поддержке. Напомню, что в 2001 г. нами была оказана поддержка 31 полнометражному художественному фильму.