ОТ РЕДАКЦИИ: Кривая схема


Накануне визита на веймарский форум - масштабную встречу российских и германских чиновников - президент Путин высказал надежду, что долг перед ГДР будет урегулирован по схеме "долги в обмен на инвестиции".

Схему эту ввел в оборот премьер Касьянов полтора года назад. Правительство предложило странам-кредиторам, чтобы их компании инвестировали в Россию: наше правительство заплатило бы этим компаниям льготами, разрешениями, передачей земли, акциями и прочими активами, а те погасили бы наш долг своим правительствам. Немцы тогда же ответили Касьянову, что Германии интересны либо наши "голубые фишки", либо применение схемы к неурегулированному долгу перед ГДР - 6,3 млрд переводных рублей. На это Россия отвечала примерно в том духе, что долги сомнительные и должны быть сильно дисконтированы.

Накануне визита вроде бы договорились, что сумма долга составит около $1 - 1,5 млрд. Но относительно способа выплаты согласья нет. Путин озвучил еще один вариант касьяновской схемы: "загрузка предприятий" в восточных землях за счет "заказов из России". Возможно, это значит, что немецкое оборудование должно поставляться в Россию в рамках "инвестиционных" схем.

Схема кажется патриотичной и рачительной: заработанные нефтью и газом доллары не уходят за рубеж; в страну идут инвестиции и технологии, а их реципиенты обеспечены заказами - долг-то большой. И немцам вроде выгодно: выплачивается "зависший" долг, расширяется сбыт.

На самом деле замена денег бартером - прикрытие для того, чтобы загрузить неконкурентоспособные восточногерманские предприятия и пристроить наши товары, которые тоже не очень. То есть зачесть сомнительные "сэвовские" долги по не менее сомнительной схеме, склоняющей чиновников к коррупции. Выгоднее для страны добиваться уменьшения суммы долга и выплачивать его деньгами.

Путин надеется, что "не все потеряно" и Германия, может, согласится. Но президента явно дезинформировали - схема кривая. И если мы можем привлечь инвестиции только таким нерыночным, кривым путем, значит, у нас нет привлекательных инвестпроектов. И это не соответствует имиджу, который Россия пытается приобрести.