ОТ РЕДАКЦИИ: Тихая жизнь


Цены на нефть радуют Россию. Зимой правительство мечтало о $22 - 23 за баррель, а о $25 - 26 - не смело. Антитеррористическая операция Израиля и угрозы нефтяного эмбарго со стороны радикальных арабских режимов дали эффект, которого ждали от американской операции против Ирака. Теперь, даже если конфликт вернется в прежнее вялотекущее русло, вопрос об Ираке опять будет держать цены. И России обеспечено безбедное существование до конца года, а правительству Касьянова - полный бюджетный комфорт и темпы роста более высокие, нежели запланированные.

Горячие головы вспомнили о нефтяном рае 1973 г. Но аналитики не верят ни в возможность эмбарго со стороны ОПЕК, ни в его эффективность. Ситуация не та. Разведанных запасов хватит на 100 лет, в то время как 30 лет назад этот срок был впятеро меньше. Доля рынка, контролируемая ОПЕК, сократилась более чем в полтора раза. Не входящие в ОПЕК страны наращивают добычу. И чем выше будет цена нефти, тем больше будут инвестировать в этих странах в новые месторождения.

Похоже, мир ушел от опасности нефтяных катастроф, а значит, и возможности поддержания картельных цен будут постепенно сокращаться. И все же прогнозы предрекают на ближайшие годы продолжение войны за цену между добывающими и потребляющими нефть странами и колебание цены в диапазоне $15 - 25. Именно этот прогноз заложен и в трехлетнем сценарии Минэкономразвития, который президент Путин назвал неамбициозным. Пессимистическая цена по сценарию - $18,5, оптимистическая $21 - 22. При этом бюджетные расходы сохраняются практически на сегодняшнем уровне, а рост ВВП составляет в среднем 3,5 - 4% в год.

Фактически правительство экстраполировало благостную картину последних двух лет на следующие три. Однако темпы роста в этом случае не будут отличаться от средних для мировой экономики и не изменят положение в ней России. Но главное, непонятно, какая сила заставит при таком сценарии кабинет министров заниматься трудоемкими и политически опасными структурными реформами. Экстраполируя в духе правительства опыт прошедших двух лет, можно сделать вывод по "пессимистическому сценарию" - никакая.