Люблю детей, люблю природу. ..


В Москве набирает обороты "Фотобиеннале-2002" - четвертый по счету фестиваль фотографического искусства, который устраивает Московский дом фотографии под руководством своего неутомимого директора Ольги Свибловой.

Как всегда, в Москве развернуты десятки выставок, очень часто в одном зале их умещается до полудюжины, по принципу "одна стена - одна выставка", что очень удобно не только организаторам для отчетности, но и зрителям, которые свое приобщение к прекрасному измеряют количественно. Поди плохо сказать, что в уик-энд посетил аж пять выставок? Именно столько их в Новом манеже (Георгиевский пер., 3): "Маленький трактат о пейзаже" из собрания Национального фонда современного искусства (Париж), "Дети и детство" из того же фонда, "Большие каникулы", "Возможная эволюция времени" и "Самый счастливый день моей юности" - фотографа Бернара Фокона.

Как понятно из названий, выставки посвящены двум темам: природе и детям. Что касается природы, то в этом году фотографии подобраны так, что имитируют живописные эффекты, мимикрируют под картины. И это, наверное, закономерно, так как последняя мировая арт-тенденция - реабилитация живописи. В том же Новом манеже пару месяцев назад показывали выставку "Современная живопись", в Париже в начале года прошла большая международная выставка "Живопись на скорую руку". Фотографические пейзажи напоминают картины символистов, где изображение тонет в тумане, или вызывают невольные реминисценции с классическими полотнами: большие фотографии Массимо Витали "Море II" - с пуантилистическими пляжными видами Жоржа Сёра.

Что же касается второй заявленной темы - детства, то тут зритель наверняка будет сильно удивлен, особенно если надеялся увидеть милые сентиментальные портреты пузатых розовых малышей. Миф о счастливом детстве столь же ненавистен современным художникам-фотографам, как и мифы о буржуазной семье или женщине - сексуальном объекте.

Художники постарались показать детей без прикрас. "Королевские слюньки" Ива Треморена - это взятая в сильном увеличении голова младенца, по подбородку которого стекает кефирообразная слюна. Очень качественная фотография, вызывающая сильный рвотный рефлекс. Шарль Фреже представил портреты безымянных членов детской команды по водному поло: худые обнаженные тела, до боли глупые лица, смешные шапочки. Не команда - мечта педофила. Наконец, монументальный портрет "Мать и сын" Андреса Серрано: женщина прижимает к обвисшей груди мальчика младшего школьного возраста.

Тему органично продолжил известный французский фотограф Бернар Фокон. Иногда он фотографирует живых детей, выстраивая из них театральные мизансцены, иногда заменяет детей куклами - причем отличить кукол от живых людей сложно. Подтекст понятен: детство - это и крайне неприятный период, когда легко стать игрушкой в чужой игре и чужих руках.

Чтобы завершить общую экспозицию на более-менее оптимистической ноте, дальний зал Малого манежа занимает веселая выставка "Самый счастливый день моей юности". В течение трех лет Бернар Фокон проводил грандиозную акцию: он побывал в 20 странах мира и всюду раздавал молодежи фотоаппараты, чтобы та запечатлела один день своей жизни. Потом были отобраны лучшие работы и из них сделана экспозиция. Тому, кто любит контрасты, дорога в галерею "А-3" (Староконюшенный пер., 39) и Фотоцентр (Гоголевский б-р, 8), где аналогичные темы - пейзаж, чуть-чуть детей и много обнаженного тела - представлены в интерпретации уже русских фотографов. В сравнении с западными коллегами наши фотографы выделяются какой-то варварской искренностью. Вопрос "что" (что снимать) у наших по-прежнему превалирует над "как" (как качественно).

Если вы давно не видели мощный торс Германа Виноградова, в Фотоцентре представлена серия его портретов: художник прячет свое тело жирное в утесах где-то на море. Там же цикл "Мурзанаево" фотографа из Йошкар-Олы Сергея Чиликова: скромные интерьеры избы и постепенно раздевающаяся женщина. Вариант деревенского стриптиза. Известный московский художник Георгий Острецов представил проект "Булимия": героем фотосессии, больным булимией, выступил другой известный художник - Георгий Литичевский. Станислав Яворский фотографирует безобразно толстых баб, а Евгений Рябушко ("Иная любовь") - плотскую любовь женщины и маленького мальчика. Спасает ситуацию - напоминает об отрадном и прекрасном - тридцатилетний выпускник операторского факультета ВГИКа Александр Павлов. Его проект "Работа актера над собой" посвящен балеринам: девушки в пачках на фоне проселочной дороги и городского пейзажа. Балерин хоть в коровник поставь - все равно красиво.