Мода из музейных запасников


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Чтобы опознать в актуальном тренчкоте с воротником-стойкой и рукавами "баранья ножка" силуэт рубежа XIX и XX вв., необязательно слушать университетский курс по истории костюма: сейчас актуальное платье должно быть сшито чуть-чуть старомодно. На прошлой неделе в Эрмитаже открылась выставка "Русский модельер Надежда Ламанова", демонстрирующая истоки современных модных штучек. Надежда Ламанова была самой известной русской портнихой Серебряного века и, если бы не революция, стала бы первым русским кутюрье. В начале XX в. непоправимо и окончательно изменился статус модистки: человек, который шьет платье, стал впервые называться художником. В ту эпоху появилось понятие цитаты в одежде, когда француз Пуаре и русская Ламанова напомнили петербургским и московским модницам-декаденткам о туниках в стиле ампир, которые носили Татьяна Ларина и Натали Гончарова. До сего времени Эрмитаж, обладающий самой большой коллекцией ламановских платьев, ни разу не показывал их вместе. Впервые выставлены все 14 экспонатов из эрмитажных запасников: в Арапском зале собраны визитные и парадные платья из гардеробной императрицы Александры Федоровны, в Ротонде - декадентские многослойные туники с вышитыми цветами семейства луковичных и стилизованными бисерными орнаментами (именно перед ними застывают в восторге маленькие девочки, не обращая внимания на родительское "пойдем"). Экспозиция ламановских платьев, которых уцелело очень мало, хронологически и стилистически продолжают прошедшую в 2000 г. в Эрмитаже ретроспективу нарядов Чарлза Фредерика Ворта. Музей уловил свежую модную тенденцию: возвращение S-образного силуэта, рединготов и корсетов началось год назад, драпировки и вышивки были в изобилии представлены в европейских весенне-летних коллекциях.

Ламанова одевала русский, а затем советский бомонд (оксюморонность сочетания сути не меняет) в течение 30 лет. Ее платья иллюстрируют три десятилетия стиля: в 1900-х она становится поставщицей императорского двора, в 1910-х одевает Веру Холодную, дягилевскую приму Екатерину Гельцер и дружит с парижским кутюрье Полем Пуаре, который в ее мастерской на Большой Дмитровке устроил первое в России дефиле. На серовском портрете московской миллионерши Евфимии Носовой красавица-купчиха изображена в ламановском платье, что Серов оговаривал в подписи к картине. Ахматова вспоминала, что заказчицы, к которым Ламанова приезжала домой с примеркой, чрезвычайно этим гордились: "это как если бы сейчас к вам приехал сам Диор". В 1920-х атлас, черное кружево шантильи и прочие элементы сладкой жизни остались на долю жен советских полпредов и партийных деятелей. В платье из черного тюля с бесплотной талией можно представить жену Горького Марию Андрееву, супругу Луначарского актрису Розенель или элегантную Александру Коллонтай - Ахматова в те годы ходила в парижской юбке десятилетней давности.

Рядом с платьями эпохи модерн, умирающими в стеклярусе и белом шифоне, выставлены два театральных костюма из музея МХАТа. Ламанова сшила их по эскизам Александра Головина к вахтанговской постановке "Свадьбы Фигаро". Яркие, аляповатые, похожие на перезрелые тыквы, платья Марселины и графини Альмавива сшиты из подручных материалов и раскрашены под шелк и горностаевый мех. "Это наряды Екатерины II", - предположили случившиеся поблизости французы. Такое происходит всегда, если кураторский анонс и подписи оказываются без перевода.

В 1925 г. на всемирной промышленной выставке в Париже Ламанова получила Гран-при за костюмы, созданные по фольклорным мотивам. Работы этого периода - платья с вышивками по эскизам Веры Мухиной, льняные накидки, этнические украшения - почти не сохранились. Кстати, то же самое, стиль a la russe, делала в это время Коко Шанель, открывшая Восток и азиатскую Русь благодаря своему любовнику, великому князю Дмитрию Павловичу.

Глянцевые журналы, род катехизиса, повторяют уже не первый сезон: эклектика, винтаж, королева Виктория. Мода в силу своей сиюминутности переживает революцию постоянно и открывает Америку - изобретательно и энергично. Ежегодный московский конкурс профессиональных художников-модельеров имени Надежды Ламановой, который начнется 20 апреля в Доме моды Вячеслава Зайцева, вероятно, вспомнит и о модных в этом сезоне турнюрах, и об одежде в стиле "капуста" - современном варианте изысканной ламановской многослойности.