ОТ РЕДАКЦИИ: Размен по-русски


Вчерашнее заседание Госсовета стало кульминацией масштабной политической комбинации Кремля по введению в России частной собственности на землю. Президентская администрация ушла от неизбежного в Думе политического противостояния, втянув в земельную дискуссию губернаторов. План прост и по-российски мудр: губернаторам предложено согласиться с введением оборота сельхозземель в обмен на право поучаствовать в регулировании этого процесса.

Механизмы контроля и ограничения на куплю-продажу земли и были главным сюжетом госсоветских обсуждений. Прежде всего это вопросы о "распродаже Родины" (о праве покупки земли иностранцами), о предельной концентрации собственности, о преимущественном праве выкупа земли государством (превращающим местные администрации в ключевого игрока земельного рынка). Одним из опорных пунктов консенсуса стало право регионов определять срок введения закона в действие.

Кремль отстоял общий принцип: собственность на землю включает право свободной купли-продажи. В обмен региональные административные элиты получают возможность "подготовиться" к введению нового порядка и отчасти регулировать его. Вместе с тем они возьмут на себя и значительную долю ответственности за решение земельных проблем, конкретных конфликтов интересов, а значит, и за возможные социальные издержки.

Скрытым сюжетом обсуждения стал вопрос аренды земельных паев. Этот механизм позволил (в обход запрета на куплю-продажу) прийти в агропром крупным холдингам, своими инвестициями обеспечившим его заметное оживление. Сегодня агрохолдинги арендуют у колхозников земельные паи, получая таким образом контроль над колхозными землями. Прогрессивный закон о купле-продаже земли закрывает возможность использовать этот практически эффективный механизм. Сельхозолигархам теперь придется переоформлять аренду в доверительное управление. И хотя механизм его им обещают предельно упростить, а реальный контроль интерросовского или газпромовского агрохолдинга "доверяющей" им свой колхозный пай бабушкой сюрреален, издержки инвесторов, очевидно, возрастут, а защищенность инвестиций станет более низкой. Именно поэтому ряд экспертов считают принимаемый закон ненужным и даже в практическом смысле вредным.

Налицо характерный для России парадокс. Закон о купле-продаже земли, как подчеркивал несколько раз Путин, призван "расчистить поле для цивилизованного рынка земельных отношений", которые "необходимо вывести... из тени". Однако популярность квазилегальных схем ведения бизнеса в России связана не только со злонамеренностью бизнесменов и граждан в целом, но и с теми издержками, которые вменяет бизнесу надзирающий за законными формами госаппарат. В частности, тот самый региональный аппарат, лояльность которого к закону о купле-продаже земли покупается в обмен на расширение его контрольных функций.