ОТ РЕДАКЦИИ: Вести с руин


Совет директоров "Газпрома" вновь не рассмотрел вопрос о продаже медиа-активов. Еще один участник олигархическо-журналистского ЗАО "Медиа-Социум", Дмитрий Зимин, покинул его ряды. Минпечати направило сразу семи телеканалам предупреждение: объем детских программ в их сетках вещания не соответствует заявленному в концепциях. Если любой канал до конца года будет уличен в "повторном" нарушении, он может лишиться лицензии. Три эти новости дают емкую картину того, что творится на медиа-рынке, точнее, на том месте, где он должен бы быть.

Вопрос о медиа-активах "Газпрома" отложен потому, что продавать их некому. Кризисный управляющий НТВ Борис Йордан не скрывает, что вкладывает в компанию свои силы и деньги в расчете на получение акций. Прочие акции должны быть проданы инвесторам, но они уже не получат контрольный пакет. Коммерческий эффект такой сделки вряд ли будет впечатляющим, что еще раз ставит под сомнение операцию по изъятию активов у Гусинского. Да и политически "Газпрому" выгоднее всего нынешняя ситуация: права собственности и лицензия у него, а управляет внешний менеджер.

В этом случае четвертый канал будет жить по схеме, которую придумали в Кремле для шестого. Свой выход из финансистов "Медиа-Социума" Дмитрий Зимин объяснил тем, что ЗАО де-факто не владеет лицензией. Телепроизводство будет финансироваться ЗАО, а лицензия принадлежать некоммерческому партнерству, возглавляемому Примаковым. Первое сможет реализовать свой продукт только с помощью второго, которое, однако, при этом не отвечает за рентабельность сделанных вложений. Конфликт интересов очевиден, и ни одна из сторон не может считать себя собственником.

Но даже отсутствие "некоммерческих партнеров" a la Примаков не гарантирует собственников от серьезных опасностей. Проверка Минпечати и грозные "детские" предупреждения случились непосредственно после обсуждения темы детского ТВ на Госсовете. И удивившее своей архаичностью обсуждение государственными мужами проблем формирования духовного мира ребенка "сыграло": когда каналы писали концепции, они рассматривали их как "красивые бумажки", а не как обязательства по инвестициям в контент. Теперь правила изменились, и телеканалам предстоит корректировать свою сетку вещания в соответствии с планом работы Госсовета.

Совершив крестовый поход против олигархического телевидения, государство не стало формулировать новые правила игры на медиа-рынке. А понятие собственности на нем оказалось девальвировано. Совершенно закономерен и результат: на этом квазирынке могут существовать лишь структуры, так или иначе "аффилированные" с государством: ОРТ, "Газпром", РТР, "Видео Интернешнл". А также недобровольное партнерство журналистов и олигархов с Евгением Примаковым.