Столица N 6


Компания "Экспо-парк. Выставочные проекты" проводит ярмарку в шестой раз. Выставка еще не стала окупаемой (и вряд ли станет в ближайшие 10 лет), но право считаться событием модным и важным для отечественного "арта" она уже завоевала. Несколько лет подряд существовало противостояние "Арт-Москвы" и "Арт-Манежа", еще одного амбициозного проекта, и их главных вдохновителей - Василия Бычкова и Владимира Овчаренко. Но сейчас уже ясно, что "Арт-Москва" соперника переиграла: все самое интересное, провокационное, скандальное показывают именно на ней. Что удивительно, некоторые вещи продаются. Один из хитов прошлогодней ярмарки - серия фотографий Олега Кулика (секс на фоне дикой природы), показанная "XL-галереей", в этом году уже висела в разделе "Частные коллекции".

"Экспо-парк" очень верно выстроил стратегию: он разделил свой успех (и успех ярмарки) с максимальным количеством людей. В экспертный совет пригласили влиятельных московских галеристов (для Марата Гельмана, Айдан Салаховой и Елены Селиной неплохо бы уже придумать общую аббревиатуру), бессменные идеологи-менеджеры отечественного современного искусства Виктор Мизиано и Иосиф Бакштейн отвечают за некоммерческую программу (ряд выставок и семинаров), крупнейшие печатные и электронные СМИ привлечены в качестве информационных спонсоров. И, наконец, комплимент покупателям: выставка начинается с демонстрации их коллекций.

Первое сильное впечатление от "Арт-Москвы" - ужасная вонь. Это благоухает инсталляция Олегса Тиллбергса (Riga Gallery): две огромные стены вымазаны какой-то дрянью типа клея для кафельной плитки, и к одной приставлена штуковина, напоминающая нос самолета. Большие масштабы впечатляют - если бы еще не запах... Но нет минуса без плюса: по крайней мере, все заметят, что одна из целей "Арт-Москвы" - укреплять художественные связи на постсоветском пространстве.

Связи крепились бы еще сильнее, в том числе и международные, но не дает добро таможня: фуры с экспонатами стоят на границе в девятикилометровой очереди, и потом кураторы имеют большие проблемы с оформлением документов. По всем этим причинам в день открытия литовский стенд все еще пустовал.

Чем нынешняя ярмарка разительно отличается от предыдущей, так это площадью стендов. Стенды увеличились минимум вдвое, что косвенно свидетельствует о финансовых успехах галерей. Среднее качество работ из года в год повышается. Равно как и грамотное их оформление. Во всяком случае, рисуночков, пришпиленных кнопками к стенам, становится все меньше и показывают их в основном на задворках, в некоммерческой части.

Безусловными лидерами нынешней ярмарки стали художники Александр Виноградов и Владимир Дубосарский: их работы представили сразу две галереи, плюс большим их проектом "Тотальная живопись" оформили пресс-центр. Виноградов & Дубосарский - это осовремененные Комар & Меламид, новый виток соц-арта. Их живопись сама по себе очень хороша - яркая, солнечная, а-ля Пластов. Их идеология крайне симпатична. Артистично и ненавязчиво они сплавили старые отечественные клише с новыми. От старых времен у них мифологические герои - русские писатели, советские передовики труда, от новых - мягкая эротика, местами переходящая в грубое порно. В результате получается групповой портрет русских писателей, но в обнаженном виде. Толстой и Достоевский узнаваемы хотя бы по бородам и изображены в лучезарном пейзаже, на фоне полей и берез, но выглядят как культуристы из "Плейбоя". Наконец, очень хорошую экспозицию привезли в Москву киевские художники. Если в прошлом году лидировал Арсен Савадов с фотографиями живописно аранжированных трупов из морга, то в этом украинцы собрались в мощный кулак и нанесли впечатляющий удар, наподдали эпатажа. Описывать их прямолинейные, грубоватые и очень выразительные работы - все равно, что рассказывать, чем закончится детектив. Это надо видеть. Единственная сложность - украинскую выставку "За порогом" спрятали в самый дальний, 13-й зал. Доберитесь до него, пожалуйста.