Померкший идол


Год назад премьер-министр Японии Дзюнитиро Коидзуми одержал молниеносную и блистательную победу на волне всеобщей эйфории. Избиратели, уставшие от предыдущих кабинетов, недееспособных и коррумпированных, были рады приветствовать нового лидера: премьер с амбициями реформатора и внешностью стареющей поп-звезды набрал 80% голосов. Сегодня Коидзуми должен взглянуть правде в глаза: народ разочарован.

Его популярность падала по мере того, как выяснялось, что правительство не готово выполнить намеченную программу. Как показывают опросы общественного мнения, поддержка Коидзуми наполовину сократилась. Вместо жестких реформ японцы наблюдали новую серию политических скандалов, в то время как экономические новости по-прежнему не радуют. СМИ, год назад превозносившие нового лидера, стали намекать, что он исчерпал свои возможности.

Перемены в настроениях общества могут сыграть роковую роль для премьера, чей имидж изначально строился как популистский. Политические "тяжеловесы" из его Либерально-демократической партии (ЛДП) никогда не благоволили к нему. Апеллируя к воодушевленным массам, он обещал разогнать собственную партию, если она будет чинить препятствия реформам. Если Коидзуми окончательно лишится своего главного козыря - народной поддержки, - он может легко заблудиться в лабиринтах фракционной политики. Коидзуми попытался изменить всю структуру политической власти в Японии. Традиционно решения принимались влиятельными бюрократами и лидерами ЛДП, а премьер был скорее представительской фигурой. Коидзуми взял власть в свои руки, доказывают сторонники премьера. Он сделал шаг к сокращению госрасходов и принял план реструктуризации неэффективных государственных компаний. Тем не менее коренные проблемы экономики далеки от разрешения. Страна уже 10 лет в кризисе: дефляция, просроченные долги, рост безработицы и сокращение капиталовложений требуют хирургического вмешательства. Реформистская программа Коидзуми стояла на трех китах: скорейшее избавление банков от безнадежных долгов; сокращение бюджетного дефицита, который 10 лет покрывался за счет увеличения госдолга; либерализация экономики, которая в значительной степени контролируется государством. Однако то, что реально было сделано, многие считают скорее косметической хирургией.

Банковская реформа не удалась. Попытки освободить банки от безнадежных долгов и закрыть компании, не способные платить, лишь обнажили истинный масштаб проблем. Меры по выводу экономики из кризиса носят скорее символический характер. Правительство приняло два дополнительных бюджета (как делает это все последние годы) общим объемом 2500 млрд иен ($19 млрд) с целью предотвратить сползание экономики в дефляционную спираль. Банк Японии включил печатный станок, чтобы выкупать гособлигации, сокращая госдолг и накачивая экономику деньгами. Попытка расформировать государственную компанию Highway Corporation вызвала глухое сопротивление лидеров ЛДП, использующих строительные контракты как средство поощрения и одновременно как подпорку для экономики регионов. Та же судьба постигла аналогичный проект с ипотечной госкомпанией Housing Loan Corporation. "Идет борьба между кабинетом ЛДП и кабинетом Коидзуми - кто кого", - заявил премьер на днях. Но люди уже начинают сомневаться, что борьба идет. Многие опасаются, что экономическая телега Японии катится в том же темпе, что и все последние 10 лет. (FT, 25. 04. 2002)