МИФЫ: В чем уроки Аргентины


Обсуждение причин и последствий аргентинского кризиса сосредоточено вокруг режима валютного управления (currency board). Но действительно ли Аргентина потеряла конкурентоспособность на мировом рынке? Какова роль валютного управления в этом кризисе и какова роль иных факторов? При валютном управлении национальный банк лишается свободы печатать деньги, выдавать кредиты коммерческим организациям и даже покупать гособлигации. Выпуск одной единицы местной валюты осуществляется только при покупке фиксированного числа единиц базовой валюты - долларов. Валютное управление не только побеждает инфляцию, но и правильно оценивает курс валюты. Переоценка местной валюты и снижение международной конкурентоспособности страны приводят к ухудшению торгового баланса и оттоку базовой валюты из активов нацбанка. Тогда автоматически уменьшается количество местной валюты, растут процентные ставки, снижаются зарплаты и цены. Это приводит к росту инвестиционной привлекательности страны, предприниматели находят новое место в международном разделении труда. Денежная эмиссия, проводимая обычным нацбанком, также вызывает снижение реальных цен и зарплат. Но в этом случае государство поддерживает отдельные сектора, а при валютном управлении изменением инвестиционного климата могут воспользоваться не получатели административно распределяемых кредитов, а все предприниматели. Приток инвестиций, рост экспорта приводят к немедленным изменениям предложения местной валюты. Валютное управление в Аргентине ввели в 1991 г. после полутора десятилетий инфляции не ниже 90% в год и двух лет - в тысячи процентов. К 1994 г. инфляция снизилась до 4 - 5%, а в 1996 - 2000 гг. составила в среднем 0,3%. Успешно прошла приватизация. В сочетании с либерализацией внешней торговли и рынков капитала это привело к быстрому экономическому росту: в 1991 - 1994 гг. он составил в среднем 7,9% в год, а в целом за 90-е гг. был выше 4%.

Реформы заложили фундамент развития частного сектора, вызвали энтузиазм иностранных инвесторов, но не затронули систему государственного управления. Аргентина выделяется в Латинской Америке уровнем коррупции. В 2001 г. она оказалась на 57-м месте из 91 страны в рейтинге Transparency International. Это хуже, чем в Бразилии, Перу, Чили. Чрезвычайно велик политический вес провинций, и госсектор имеет неумеренные аппетиты не только на федеральном уровне. В провинции Тукуман из 400 000 работающего населения 90 000 - чиновники местного и федерального уровня. Годовая зарплата члена провинциального законодательного собрания - около 300 000 песо (при курсе доллара 1: 1). В беднейшей провинции Формоза около половины трудящегося населения - бюджетники. Рост расходов провинций составил в 1995 - 2000 гг. 25% при полном отсутствии инфляции. За 10 лет ВВП страны вырос на 50%, а госрасходы - на 90%. Высокие ставки налогов компенсируются их низкой собираемостью и поддерживают коррупцию. Но был ли кризис в частном секторе экономики? По официальной статистике падение ВВП в 1999 г. составило всего 3%, в 2000 г. был нулевой рост. Экспорт рос все годы, кроме 1999-го. Экспорт первых трех кварталов 2001 г. превысил экспорт всего 2000 г. Это картина, не совсем характерная для масштабного кризиса, вызванного потерей конкурентоспособности на международных рынках. Под вопросом и переоцененность песо по сравнению с валютами соседних стран. Union Bank of Switzerland оценил корзину из 111 продуктов и услуг в 58 городах мира - Буэнос-Айрес всего лишь 22-й. Условный индекс "Биг-Мак" журнала Economist показывал недооценку песо примерно на 2%.

Если в частном секторе ясных следов кризиса не просматривается, надо пристальней взглянуть на государственные финансы. Валютное управление создало жесткие бюджетные ограничения, но глобальная финансовая система позволила поначалу их обойти. Потеряв возможность печатать деньги, государство брало взаймы на международных рынках и довело свой долг до 65% ВВП. Бюджет практически полностью финансировался за счет займов.

Общепризнано, что иллюзия гарантий МВФ искажала картину реальных рисков для покупателей и аргентинских облигаций, и российских ГКО. В 1998 г. стало ясно, что МВФ не всегда будет расплачиваться по чужим долгам. С началом роста процентных ставок в США условия заимствований существенно ухудшились. Именно валютное управление продержало Аргентину на плаву еще три года, дав время для реформирования системы государственного управления. Но им так и не воспользовались. В конце концов невозможность заимствовать или печатать деньги вызвала кризис бюджетной системы, который перекинулся на частный сектор экономики только в результате конфискационных решений правительства.

Первые советы, полученные Аргентиной от МВФ, состояли в усилении фискальной дисциплины: ведь проблемы лежали исключительно в области государственных финансов. Впрочем, за исполнение этих советов предлагались все новые займы. А требований сократить госрасходы и снизить фискальную нагрузку выдвинуто не было. Практически никто из многочисленных советчиков не осмелился потребовать отказа от валютного управления. Все понимали, что это эквивалентно изъятию активов у частного сектора, называемому в быту грабежом.

Дефолт по государственным облигациям Аргентины был неизбежен, так как взять доллары правительству было неоткуда. В этом состоит отличие аргентинского кризиса от российского: для платежей по ГКО Центробанк в принципе мог напечатать рубли.

Однако Аргентина могла сохранить режим валютного управления. В ноябре 2001 г. песо было обеспечено валютными резервами на 106%, и даже к январю 2002 г. в результате ряда операций, разрешенных законом о конвертируемости, но запрещенных при классическом валютном управлении, обеспечение упало только до 82%.

Разговоры о привязке песо к корзине из доллара и евро привели к росту неуверенности. Аргентина встала на путь изъятия активов, проведя в августе и ноябре 2001 г. "добровольный" обмен пакетов госбумаг аргентинских банков на ценные бумаги худших характеристик. Затем последовали ограничения на снятие средств с банковских счетов и специальные курсы конвертации для разных типов сделок. Наконец, 6 января при замороженных валютных торгах произошел официальный отказ от валютного управления. До этого государство всего лишь хранило активы частного сектора, выдав взамен талончики - песо. Разорвав связь между песо и долларом, государство теперь всеми силами сберегает эти активы для себя, и направление их расходования можно представить, зная историю государственных финансов Аргентины.

Автор - вице-президент по исследованиям и развитию консалтинговой компании TechInvestLab.com