ОТ РЕДАКЦИИ: Разоблачение чуда


Публикуемые сегодня на этой странице статьи можно объединить заглавием: "Как потерять суверенитет". Согласившись на режим валютного управления, Аргентина отказалась от одного атрибута суверенитета - собственной монеты. Но этот шаг не уберег страну от краха. Закон о конвертируемости запретил нацбанку кредитовать кого бы то ни было необеспеченной монетой, однако не запретил правительству брать в долг на международных рынках для финансирования бюджета. Охотно одалживая не способному собрать налоги правительству, кредиторы ориентировались на благоприятные тенденции в аргентинском бизнесе и гарантии обеспеченности песо, т. е. на негосударственный сектор.

Так произошло окончательное расщепление аргентинского суверенитета. Правительство олицетворяло суверенитет расходов, а центральный банк и бизнес - суверенитет доходов. Один деньги занимал и тратил, а другой - зарабатывал. Политический катаклизм наступил, когда несостоятельный суверенитет расходов, спасаясь, разрушил стену, отделявшую его от негосударственной экономики. Профессора из Массачусетса считают, что единственный выход теперь - уже настоящий отказ от политического суверенитета.

Урок Аргентины в том, что суверенитет - не охранная грамота власти, под которую можно занимать деньги, а ее способность осуществлять набор социально значимых услуг за деньги, которые население готово за них платить. И само государство - не священное хранилище суверенитета, но продавец таких услуг.

В 90-е гг. популярно было мнение, что экономические реформы - это набор технологических процедур, которые можно осуществить, не затрагивая основ социального контракта элит, общества и государства. Понятие "аргентинское чудо" стало символом этой веры. Казалось, Кавальо нашел ту главную шестеренку, запуск которой приводит к автоматической наладке всей системы. Правительству, элитам и обществу остается только почивать на лаврах. Попочивали.