Саспенс, смерть, любовь


Николай Лебедев - интеллигентнейший молодой человек, киновед по образованию - уже довольно давно фигурирует в российском кинематографе как "подающий большие надежды". Ни его дебют - "Змеиный источник", ни последовавший за ним "Поклонник" эти надежды вроде бы и не развеяли, но и не до конца оправдали. "Звезда" - не только главная на нынешний момент картина Лебедева, но и один из самых заметных фильмов сезона. Надежды на него возлагались уже буквально в государственном масштабе. После всероссийской премьеры "Звезды" Лебедев ответил на вопросы "Ведомостей".

- Рецензии на свои фильмы вы читаете как бывший кинокритик или уже как режиссер? - Как самоед. Потому что рецензии, особенно отрицательные, я, как правило, перечитываю не один раз. Первое прочтение - исключительно режиссерское: что написали, за что отругали. Потом перечитываю как критик и тогда смиряюсь: в конце концов, моя работа необязательно должна нравиться, я же не рубль золотом. Знаете, в критике самое обидное не критика как таковая. Я читал в "Искусстве кино" дискуссию на эту тему. Очень точно сказала Елена Михайловна Стишова: картина может нравиться или нет, но нельзя не уважать автора! На основе собственного опыта могу добавить: написание даже самой сложной статьи несравнимо с трудом на съемочной площадке даже самой неудачной картины.

- Почему вы решили стать режиссером? Пример Трюффо вдохновил? - Я с детства хотел снимать кино. У меня даже сохранилась толстенная тетрадь с записями, рисунками, набросками сюжетов, поименованная мною без лишней скромности: "Дневник режисера" - именно так, с одним "с"! Я начал вести его в восемь лет. А с 10 лет я уже снимал кино: сначала на 8-миллиметровую камеру, затем - на 16 мм. Сохранил несколько сюжетов, сейчас очень забавно на все это смотреть. Придумывал спецэффекты. На пленке обычным лезвием вычерчивал штришки, и получался такой мультипликационный вихрь, который подхватывал героев, и они исчезали... Я очень любил сказки, любил комбинированные съемки, обожал картину Митты "Экипаж" - настоящее зрелище, какие трюки, какой монтаж!..

- Кто у вас снимался? Спилберг-то, как известно, заставлял своих родителей и многочисленных родственников бегать перед камерой...

- Я снимал своих школьных приятелей. В нескольких картинах снялась моя бабушка. Она очень в меня верила. В "Звезде" я снял ее фотографию, фотографии моего отца и дяди, который погиб на фронте 6 апреля 1945 г.

- Почему для признания в любви близким вы выбрали тему войны? - Я собирался снимать фильм о войне по сценарию Эдуарда Володарского. Продюсировать его бралась Елена Сафонова. Но что-то не заладилось с финансированием. И вдруг - звонок. Главный редактор "Мосфильма" Эдуард Ермолин от имени Карена Шахназарова предложил перечесть повесть Эммануила Казакевича. Читая, я уже видел какие-то куски фильма и понял, что буду это снимать; во всяком случае, приложу все силы, чтобы получить постановку. Захватывающий материал, полный напряжения. Саспенс. Смерть и любовь. Очень меня все это взволновало.

А почему война? Она прошлась по моей семье очень серьезно: мой дядя погиб 19-летним, его звали Николай Лебедев. Погиб дед, тоже Николай Лебедев, которому было всего 40. Меня назвали в их честь. У моего отца из-за войны была искорежена вся судьба: он попал в Суворовское училище, хотя не хотел быть военным. Бабушка после войны, как и наша героиня, тоже больше замуж не выходила.

- На "Мосфильме" огромный военный парк. Продюсеры не настаивали, чтобы масштабно показать всю его мощь? - Военный парк не только мощный, но и большей частью подлинный. Мне хотелось, чтобы фильм был зрелищным, поэтому еще на стадии сценарной заявки мы ввели сцену бомбардировки станции, эпизод разгрузки танков на ночном перроне, но объем техники не был главной составляющей картины. "Звезда", в первую очередь, фильм о людях.

- Старый фильм "Звезда" вы видели? - Когда работал над сценарием, не смотрел сознательно. Посмотрел только перед началом съемок и понял, что режиссер Александр Иванов в процессе экранизации повести столкнулся с теми же проблемами, что и я: как максимально уплотнить начало, сделав его короткой экспозицией, и затем развернуть все сцены рейда. Я думаю, что абсолютно адекватно литературному произведению "Звезду" на экране смог бы сделать только Алексей Герман. Начало там очень неспешное, подробное - германовское. Я мыслю совершенно иначе: для меня рейд разведчиков был опорой всей истории. В драматургии фильма 1949 г., кстати, использован сходный принцип.

- Возникали ли проблемы с выбором актеров в плане их внешнего сходства с людьми военного поколения? - Я думал, что нам придется искать какие-то особые типажи - на фотографиях тех лет лица иные, чем сейчас. Но потом, когда мы стали копать глубже, я убедился, что это всего лишь штамп восприятия, - лица были разные, в том числе и абсолютно современные, тонкие, аристократические. Все ребята очень талантливы, и хочется, чтобы их судьба складывалась под стать их потенциалу. Скажем, Игорь Петренко после "Звезды" снялся в главной роли у Александра Хвана, а сейчас - у Павла Чухрая, и тоже в главной роли. Артем Семакин, Толя Гущин, Леша Панин, Амаду Мамадаков - классные артисты, которые достойны больших ролей.

- У нас давно не снимались фильмы о войне. Не боитесь, что "Звезда" может попасть в официальную обойму? - Никакого социального подхалимажа в "Звезде" нет! После одного просмотра молодой парень встал и сказал: я горжусь своей страной. Вот это мне дорого! Я счастлив, когда после окончания фильма вижу ошеломленные лица зрителей. Фильм заканчивается на символической ноте: мы слышим голос погибшего героя и видим строй солдат, который уходит вдаль, в бессмертие. "Каждую весну, каждый май души погибших с полей Польши, Германии, Чехии - отовсюду устремляются в родные края, чтобы увидеть цветущую Родину, ради которой отдали свои жизни". Души-то устремляются... А как наши бедные ветераны ощущают себя в сегодняшней бедной жизни? Мне хотелось, чтобы финальные слова фильма заставили зрителей задуматься и о ныне живущих героях Великой Отечественной. Хотелось бы, чтобы хоть немножко, но нам стало стыдно. Я думаю, что американцы не позволили бы так перелопатить свою историю, унизить своих отцов и дедов, как сейчас это делается у нас. Они за Вьетнам критикуют политиков, но не рядовых солдат. У нас в картине немцев озвучивали молодые ребята из Германии. Они волонтеры и работают у нас в госпиталях, ухаживают за ветеранами войны. Они, немцы, помогают, заботятся - а не мы! - Оглядываясь назад, как вы можете сейчас оценить идею "малобюджетного проекта" студии Горького? - Этот проект стал моим личным счастьем и переменой участи! Ситуация в кинематографе тогда была такой, что я, наверное, никогда кино и не снял бы. За то, что Валерий Тодоровский прочел сценарий "Змеиного источника", загорелся им, показал Сергею Ливневу и я получил возможность работать, я благодарен им бесконечно! Это было одно из самых больших моих везений в жизни, ведь я с этим сценарием ходил по студиям почти семь лет, колотился в запертые двери - кому я был нужен!.. Мне кажется, что совершенно напрасно и незаслуженно зарубили концепцию малобюджетного кино! Я считаю, что для начинающих режиссеров это была единственная возможность сказать первое "Уа! " в искусстве. Скромные деньги - залог моей свободы, сказал однажды кто-то из великих - Бюнуэль, кажется. По концепции "новой волны" дебютировали сотни режиссеров, больше трехсот человек разом, а остались великие - Трюффо, Шаброль, Годар, Ромер... У нас малобюджетное кино только делало первые шаги, как тут же возмутились мэтры и стали давить молодых.

- Похоже, что и у Сергея Ливнева, работающего ныне в Голливуде, остались тоже хорошие воспоминания о прежней работе - он предложил вам снова работать вместе.

- Это американские деньги, американская картина. Сценарий - мистический триллер, коллективный труд наших и американских авторов. Часть съемок будет проходить в России, часть - в Лос-Анджелесе. Это история американцев, которые оказываются в наши дни в Санкт-Петербурге. Героиня приезжает в Россию в поисках своего пропавшего девять лет назад сына. Это странная и пленительная история любви, рассказ о том, что даже давно ушедшие близкие к нам возвращаются...

Кастингом занимается сам продюсер. Может быть, даже с Ким Бейсингер удастся поработать. Пока идет поиск актеров. Но я очень люблю наших звезд. Когда на площадке Ольга Остроумова, Елена Сафонова или Нина Усатова - работается по-другому!