ОТ РЕДАКЦИИ: Налог на латынь


За ожесточенными спорами в Думе и в прессе о табачном акцизе стоит не только борьба двух групп производителей сигарет, но и вполне принципиальные вопросы налоговой политики. Предложенные правительством изменения в схеме взимания акциза (см. об этом статью депутата Думы Алексея Мельникова на этой странице) нацелены на то, чтобы резко повысить поступления от него, сохранив при этом дешевые сигареты для малообеспеченных слоев. Ради этого правительству пришлось отказаться от некоторых декларированных не так давно общих принципов налоговой системы.

Вопрос об изменении принципа взимания акциза с табачных изделий возник в связи с тем, что правительство вознамерилось этот акциз повысить. Сегодняшняя специфическая ставка (акциз взимается в рублях от количества произведенных сигарет) сложилась после того, как производство "иностранных" марок сигарет было налажено в России. До того ставка акциза была дифференцирована по категориям: сигареты без фильтра (11,2 руб.), отечественные сигареты с фильтром (39,2 руб.) и импортные (61,6 руб.). После того как импортные марки стали производиться в России, они с налоговой точки зрения превратились в "отечественные". С другой стороны, сохранился и рынок дешевых марок ("Космос", "Ява", "Пегас" и пр.), цена которых в 2 - 4 раза ниже. При этом и с тех и с других брался одинаковый акциз.

Ситуация эта была более-менее терпимой, пока правительство не возжелало существенно увеличить доходы от легко собираемого табачного акциза. При нынешней, специфической ставке доля акциза в цене дешевых сигарет резко увеличится. Стоимость пачки сигарет по цене и 30 руб. и 7 руб. увеличится на тот же самый рубль, но и для производителя, и для потребителя дешевых сигарет это будет значить совсем не то, что для производителя и потребителя дорогих. Тут-то и обострились отношения между двумя табачными группами. Западные табачные кампании, такие как Philip Morris и Japan Tobacco International, производящие дорогие сигареты, категорически не заинтересованы в изменении нынешнего положения вещей, когда на акциз приходилась совсем небольшая доля в стоимости их продукции. По другую сторону баррикад оказались российские производители дешевых сигарет ("Балканская звезда", "Нево-табак") вместе с British American Tobacco, которая реализовала в России оригинальную бизнес-стратегию - экспансию на рынок дешевых сигарет. (Именно поэтому ее и считают сегодня одним из главных лоббистов изменения принципов взимания акциза.) Для них сохранение сегодняшней специфической ставки будет означать увеличение доли акцизного платежа в цене до 25 - 30%. Сторонники введения новой, смешанной ставки (одна часть ее определяется по-старому, а другая рассчитывается как процент от стоимости) даже утверждают, что сохранение специфической ставки противоречит постановлению Конституционного суда, согласно которому налогообложение не может препятствовать предпринимательской деятельности. Высокая доля акциза в цене, говорят они, препятствует производителю выпускать дешевые сигареты. Правительство, однако, прислушалось не к этому аргументу табачных либералов. Оно заинтересовано в сдерживании роста цен на дешевые сигареты по социально-политическим соображениям и рассматривает введение смешанной ставки как акт "социальной справедливости".

Вообще, акцизы являются налогом на потребление и исторически делятся на два типа: акцизы на предметы первой необходимости и массового потребления (соль, сахар, спички) - и в этом случае представляют собой чистый фискальный сбор государства с граждан - и акцизы на предметы "излишнего потребления", которые фактически являются налогом на роскошь. Фискальная роль первых более велика в бедных странах. Роль вторых возрастает с ростом потребления и дифференциацией доходов. Вводя смешанную ставку, правительство стремится повысить акциз на сборы с табака, одновременно сохранив дешевые сигареты для бедных. Сделать это можно, естественно, только за счет богатых.

Однако введение смешанного акциза нарушает стройность общей налоговой конструкции. Сейчас в России смешанная ставка не применяется ни к каким подакцизным товарам (таким образом взимается лишь акциз на газ). И это логично. Акциз в этом случае начинает дублировать традиционные налоги: НДС и налог с продаж, которые также рассчитываются от стоимости. Получается, что производитель дорогих сигарет вынужден через акциз еще раз платить за то, что делает инвестиции в качество и производит в результате более дорогой товар.

Впрочем, очевидно и то, что в цене дорогих сигарет большую роль играют их всемирно известные марки и сам импортный облик. В реальности же отечественные Kent и Camel ощутимо отличаются от своих европейских и американских аналогов. Во всяком случае трех-четырехкратный разрыв в ценах на отечественные и иностранные марки сигарет очевидно не соответствует различию в качестве. Так что, по сути дела, правительство просто нашло способ, как изъять с перековавшихся из импортеров в отечественные производители гигантов мировой табачной индустрии сбор за экспансию их брэндов. Любишь модные пачки - плати.