Токийский самовар


В Московском доме фотографии в рамках IV Международной фотобиеннале проходит выставка "Токийский натюрморт" Нобуёси Араки. Это первая большая "персоналка" активиста сексуальной революции в Москве, никогда раньше в таких количествах мы его не видели. Однако догадаться, в чем причина его интернационального успеха, несложно: Араки разрушает привычный образ Японии.

Для нас Япония (по крайней мере, поэтическая составляющая образа, за вычетом еды, автомобилей и бытовой техники) - это Хокусай, виды Фудзи, календари с хорошенькими японками в кимоно и бикини. А Нобуёси Араки показал свое отечество приблизительно так, как известный фотограф Борис Михайлов - родной Харьков: городские трущобы, активно выпивающие люди и во множестве - голые тетки. Именно что тетки, а не прекрасные девы: немолодые, с целлюлитом и лишним жирком. Несколько экзотично, что у этих "харьковчанок" с бесстыдно раздвинутыми ногами - узкие раскосые глаза. Все же остальные части их тел, равно как и откровенная подача подобной физиологии, до боли русскому глазу привычны. Араки называют провокатором и порнографом. Он начал фотографировать цветы в стиле Роберта Мэплторпа (делая бутоны похожими на гениталии), потому что это единственное, что могло появиться в печати. Затем, естественно, пелена заблуждения спала с глаз кураторов, галеристов и музейщиков, и фотограф оказался резко востребованным. У Араки - изощренная способность угадывать сексуальное начало в самых невинных формах. Чего стоит фотография глаза, повернутого так, что невозможно не спутать его с вагиной.

Другое дело, что в бесстыдном российском контексте вся эта провокация выглядит неожиданным анахронизмом. Не столько по стилю исполнения (фотографии, печать безупречны), а именно по идее. Половину 80-х и все 90-е российские кино, фотография, изобразительное искусство пережевывали мыслимые и немыслимые, легальные и табуированные формы сексуального поведения. И когда, кажется, всем этим пресытились, из далекой Японии к нам приехал некто с нашим же самоваром.

Существование Араки подтверждает гипотезу о едином информационном облаке, якобы окутывающем планету: на разных континентах одним и тем же людям приходят в голову похожие идеи. С другой стороны, испытываешь разочарование в самой провокации. Размахивать сексом как жупелом - это, наверное, удовольствие прежде всего для того, кто размахивает. С позиции же зрителя проникнуться аналогичным драйвом безумно сложно. Араки - японский "шестидесятник", активист сексуальной революции. Сегодня он похож на Остина Пауэрса, проснувшегося через энное количество лет и ставшего милым и смешным.

На выставке есть одна потрясающая серия - "Сентиментальное путешествие" (1991). Фоторассказ о том, как умирала одна женщина: она в кресле, она в парке на скамейке, ее кошка, ее квартира. Букет, принесенный гостем. Больничная палата. Она в гробу. Кошка в пустой квартире. Все карточки датированы. Сентиментальное путешествие заняло всего пару месяцев. Этой печальной нотой выставка начинается, и она как-то уравновешивает подростковый задор всей остальной экспозиции.