НАШЕ КЕЙНСИАНСТВО: Темпы и амбиции


Поддержание темпов роста российской экономики на уровне 5 - 5,5% в год считается задачей амбициозной, но относительно ее реализуемости мнения расходятся. Однако все относительно. Экономика США, которая сейчас, скорее всего, выбирается из рецессивного спада, показала 5,8% по итогам I квартала, а экономика Китая устойчиво растет на уровне 7 - 8% в год. На этом фоне российские результаты - не только скромные, но и, самое главное, не кажутся стабильными и долговременными. Политика "дешевых" денег.

Почему же гораздо более мощная и, казалось бы, инерционная экономика Америки демонстрирует столь завидную гибкость? Среди множества факторов один из наиболее значимых - монетарная политика, проводимая ФРС США. В попытках предотвратить спад и уменьшить его негативные последствия ФРС 11 раз снижала учетную ставку. Тем самым расширялся масштаб денежного предложения, поддерживались котировки ценных бумаг, доллар не мог чрезмерно дорожать. Политика "дешевых" денег сопровождалась расширением агрегированного спроса, подогретым борьбой с международным терроризмом. Поддержание высокой ликвидности рынка - основной инструмент предотвращения краткосрочных финансовых кризисов. В среднесрочном периоде растущее, но соразмерное предложение денег считается важнейшим рычагом вытягивания экономики из нижней фазы цикла. ФРС в полной мере извлекла исторические уроки из трагического опыта Великой депрессии 30-х гг. Почему бы и нам не воспользоваться неокейнсианской рецептурой для лечения в некотором смысле аналогичного заболевания? Ведь для России преодоление трансформационного спада остается важнейшей и все еще актуальной задачей. Конечно, никто не призывает калькировать американские методы, но многое в экономической политике США заслуживает самого пристального внимания.

Импульс экономического роста.

Решающим фактором успеха в случае применения сходных мер является сходство реакций "больного" на аналогичные медикаменты. Полной уверенности в этом, конечно, нет. К примеру, в середине 1990-х на сжатие денежной массы китайская экономика отреагировала "вполне рыночным" образом: цены стали падать. В России аналогичное воздействие породило взрыв неплатежей и возврат к бартеру. С той поры, однако, много воды утекло. Пусть и вялотекущие, но все же продолжающиеся реформы необратимо усиливают конкурентный характер российского рынка. Два основных показателя цены денег: ставка процента и обменный курс - все сильнее влияют на рынок, экономика становится все более денежной. Если принять это предположение, возникает сильнейший соблазн воспользоваться преимуществами, пусть временными, текущего состояния экономики России. Это устойчивый рост котировок основных финансовых инструментов, усилившаяся привлекательность рынка для зарубежных прямых и портфельных инвестиций, положительное сальдо торгового баланса. Создаваемый рынок земли позитивно влияет на расширение оборота торгуемых товаров и капитализацию рынка в целом. Наконец, пора воспользоваться стабилизацией политической жизни и некоторым укреплением ожиданий потребителей в отношении будущего. Какой вывод из этого? Самой разумной стратегией в краткосрочном периоде представляется активное расширение агрегированного спроса, сопровождаемое расширением предложения денег. Этот процесс уже начался - были снижены налоговые ставки. В части совокупных расходов государства бюджет должен активнее сработать на решение социальных задач, на обеспечение адресной поддержки неимущих и безработных. Отдельным предприятиям, отраслям и регионам может и должна быть оказана поддержка на возмездных условиях. В самой рыночной экономике мира - США - механизм государственных трансфертов, субсидий, дотаций, квот и тарифов работает постоянно, причем не в противоречие, а в дополнение к рынку. Деньги и инфляция.

Государственный бюджет - не единственный механизм разогрева российской экономики. Основной инструмент, который может и способствовать, и противодействовать расширению инвестиционного и потребительского спроса, - это ставка процента. Важность этой переменной трудно переоценить, ибо ожидаемые издержки заемщика - доминанта рыночных решений. Приемлемая ставка процента (система этих ставок) может быть сформирована на основе стабильной монетарной политики, которая в период экономического спада и стагнации может быть только экспансивной: деньги должны быть относительно дешевы. Следует, конечно, иметь в виду, что даже в краткосрочном периоде политика "дешевых" денег даст толчок к росту цен. К этому надо быть готовым, понимая, что речь идет только о создании импульса к росту экономики и данный рецепт не может использоваться долго. С одной стороны, повышение цен уменьшит эффект расширения агрегированного спроса, но с другой - инфляционные тенденции отчасти затормозят обесценение рубля, вызванное ухудшением торгового (и, возможно, платежного) баланса из-за роста национального дохода и стабилизации ставки процента. В среднесрочном периоде инфляция не препятствует темпам роста производства, приближающимся к "естественным", равно как и соответствующей занятости населения. Хорошо разработанные и успешно применяемые той же ФРС модели "дезинфляции" могут быть использованы "на упреждение" возникновения нежелательных последствий. Никто не смотрит на инфляцию как на благо, но нельзя видеть в ней и инкарнацию всеобщего зла. В конце концов, индексированные в меру относительно невысокой инфляции доходы предпочтительнее полного отсутствия таковых из-за безработицы, порожденной чрезмерно ретивой борьбой с растущими ценами. Эффект старта.

Каков может быть эффект такой стратегии? Все, о чем говорилось выше, дает лишь краткосрочный импульс к разогреву стагнирующей экономики переходного периода. В случае успеха он даст начало подлинному подъему и выходу экономики из фазы чрезмерно затянувшегося спада. Условия для стабильного роста создаются поэтапно. Этот процесс инерционен, и его желательно активизировать, используя стимулирование платежеспособного спроса. Высокие темпы роста не могут быть следствием искусственного взбадривания экономического организма инъекциями в виде высокой цены на нефть. Они - закономерный результат роста общественного богатства, следующего в рыночной экономике за расширением агрегированного спроса и предложения.

Автор - профессор ГУ Высшая школа экономики