ОТ РЕДАКЦИИ: Что прячем?


РАО "ЕЭС России" неусыпно заботится о своих менеджерах. Всего три недели назад стало известно, что за I квартал вознаграждение членов правления энергохолдинга составило в среднем $18 000 на человека в месяц. И вот совет директоров уже обсуждает, как бы еще простимулировать управленцев. Для них хотят предусмотреть не только опционную программу, но и льготный выкуп акций РАО - по цене на 18 августа 1998 г.

Оговоримся сразу: мы если и считаем деньги в чужом кармане, то не из зависти и не по злому умыслу. В ситуации с деньгами, которые "выбивает" для себя команда Анатолия Чубайса, нас тревожит в первую очередь нежелание РАО обсуждать вознаграждение менеджеров открыто. Выяснять содержание доклада о стимулировании управленцев, который на недавнем заседании совета директоров представил главный финансист холдинга Сергей Дубинин, пришлось окольными путями. Официальные представители компании предлагали подождать, пока совет примет окончательное решение. Но ждать было бы неправильно: акционеры должны знать, какие варианты обсуждаются.

Покупать акции по льготной цене предлагают своим сотрудникам многие западные корпорации - например, Dow Jones & Co., издающая The Wall Street Journal. Но при этом скидка обычно не превышает 15%, и схемы построены так, чтобы сотрудники были заинтересованы в повышении курса акций. В документах к совету директоров РАО, с которыми ознакомился корреспондент "Ведомостей", описана схема, по которой тот же Чубайс, заплатив за бумаги по 7 центов, сможет в тот же день продать их вдвое дороже. И его заинтересованность в росте капитализации РАО не повысится. Он просто получит от акционеров награду за прежние заслуги. За которые ему и другим менеджерам уже заплатили. Премии членов правления постоянно растут - в полном соответствии с ростом капитализации и прибыли РАО. Стремление простимулировать эффективную работу менеджеров совершенно нормально. Но почему в РАО не говорят, как именно будет выглядеть механизм стимулирования? Значит, команде Чубайса есть что скрывать? Помните прошлогоднюю операцию по выкупу российских внешних долгов, а заодно бюджетной задолженности РАО, с помощью пражской фирмы Falkon? Об этой истории в РАО тоже молчали - или говорили не все. В операции "Falkon" на последнем этапе принимало участие некоммерческое партнерство Центр содействия реформированию энергетики. В новой схеме стимулирования менеджеров тоже планируется задействовать это НП. Кто-нибудь объяснит, что происходит?