ОТ РЕДАКЦИИ: Вам подарочек


"Гражданского" Михаила Фрадкова весной 2001 г. поставили во главе ФСНП ради решения двух задач. Первая - прекратить бурные "маски-шоу" образца 2000 г. Вторая - от взяткоемкой практики "деятельного раскаяния", когда компания без суда возмещает ущерб, перейти к цивилизованной работе с налогоплательщиками через суд. Силовые спектакли Фрадков прекратил довольно быстро. Стало меньше громких объявлений о возбуждении дел против руководства крупнейших компаний. Правда, бывают рецидивы: недавно генерал налоговой полиции Виктор Васильев уронил акции "Газпрома" на 8,3% (порядка $1 млрд) одним только сообщением о возможности открыть дело против его руководства. Но сейчас это все же исключение из правил.

С решением второй задачи дело обстоит хуже. В 2000 г. до суда дошло лишь каждое седьмое уголовное дело, возбужденное ФСНП, в 2001 г. - уже каждое четвертое. То есть большинство компаний, к которым у ФСНП возникают претензии, до сих пор "деятельно раскаивается". Платят ли они все, что полагается по закону, или как-то договариваются о снижении суммы - об этом статистика, по понятным причинам, умалчивает. Так что, убедившись, что организационными мерами тут не обойдешься, Фрадков предложил правительству отменить норму о "деятельном раскаянии". Если к его рекомендации прислушаются, многие бизнесмены, особенно владельцы небольших компаний, вздохнут с облегчением.

А вот достоинства еще одного подарка ФСНП налогоплательщикам несколько сомнительны. Едва ли правительство и Дума пропустят поправку, по которой налоговым преступлением будет считаться только уклонение "с целью обмана налоговых органов". Но даже если поправка пройдет, это облегчит судебную защиту против налоговиков только по мелким делам, при рассмотрении которых можно убедить судью, что допущена случайная ошибка. Как отмечает гендиректор юрфирмы "Корпус Юрис" Денис Балакин, для большинства судей презумпции невиновности налогоплательщика просто не существует. Поэтому, даже если изменить закон в пользу компаний, при нынешнем состоянии судебной системы в реальной практике бремя доказательства все равно будет лежать не на налоговиках, а на тех, кем они недовольны.