ОТ РЕДАКЦИИ: Больное место


На вчерашнем Балтийском форуме представители России и Европы в очередной раз ознакомили друг друга со своими непримиримыми позициями по калининградской визовой проблеме. Наши политики ни в какую не соглашаются, чтобы российские граждане ездили в наш эксклав и обратно с шенгенскими визами. Уж лучше, говорят они, возить людей в "пломбированном вагоне", из которого, пока поезд идет по Литве, даже плюнуть на перрон нельзя. Как будто ехать по европейской земле "за решеткой", почти арестантом, для гордого нашего гражданина лучше, чем постоять в очереди за визой.

Почему европейцев не устраивает ни полное отсутствие виз, ни безостановочный коридор, понять проще. Калининград - регион депрессивный и опасный. Мэрия гордится, что за 2001 г. город принял $18,5 млн иностранных инвестиций. При этом инвестиции по проектам, "которые стали возможны при поддержке мэрии и городского совета", - $80 млн. То есть, несмотря на соседство с Европой, основной хозяйствующий субъект здесь - местная власть. Но это официально; на деле едва ли не основной бизнес в эксклаве - контрабанда. Отсюда вывозят не только незаконно добытый янтарь и безакцизные сигареты, но и наркотики в достаточно больших объемах. А ввозят сюда, к примеру, краденые машины для переправки в Россию. Бурное развитие наркоторговли сказалось и на уровне потребления наркотиков внутри самого региона. Результат - самый большой в Европе процент ВИЧ-инфицированных.

Другое дело, что изоляция региона не решит ни его проблем, ни европейских. Перекрыть все лазейки для преступников не удалось еще ни одной стране, и визы здесь мало чем помогут. России нужно использовать настойчивость европейцев в визовом вопросе для того, чтобы привлечь в регион инвестиции.

ЕС согласен выдавать жителям области дешевые многоразовые визы. Россия может согласиться на это - но в обмен на признание Калининграда экономической частью ЕС, сделав движение товаров через этот регион беспошлинным. Тогда, учитывая выгодное географическое положение эксклава и то, что там недорогая рабочая сила, туда потянутся инвесторы. А затем, вполне вероятно, и мигранты с российской "большой земли".

Альтернативный вариант - на компромиссы не идти, особого статуса региону не давать. Наша область, российская, - и все, стоим насмерть, пока не подадут пломбированный вагон. Используем форпост в сердце объединенной Европы, чтобы создавать ей проблемы. Но это уже совсем другой геополитический выбор.