ОТ РЕДАКЦИИ: Пираты в кольце


Депутаты вступили в борьбу с пиратством. Вчера Госдума во втором чтении приняла поправки в ст. 146 Уголовного кодекса. Юристов, защищающих права производителей программного обеспечения, аудио- и видеопродукции, этот шаг законодателей несказанно обрадовал. Теперь нарушителей авторских прав будет легче привлечь к уголовной ответственности, говорит Лев Симкин из фирмы Latham & Watkins, работающей в России на компанию Microsoft. Во-первых, преступлением будет считаться не только продажа нелегальной продукции, но и ее ввоз в страну и сдача напрокат (некоторые фирмы оформляют продажу как аренду). Второе и главное: понятие "крупного ущерба" заменено "действиями, совершенными в крупном размере". Доказать нанесенный ущерб юридически очень трудно. Теперь же оценивать надо будет не ущерб, а извлеченную прибыль. И если она превышает 100 МРОТ (10 000 руб.) - это "крупный размер", а если 500 МРОТ - "особо крупный". Обладатели прав не смогут, как раньше, оценивать свой ущерб от каждой записанной на CD программы в 10 МРОТ. Но зато производить и торговать пиратской продукцией становится опасным. А для признания торговца "особо крупным" преступником надо будет изъять у него 500-700 CD.

Пиратов окружают со всех сторон. Усовершенствование УК удачно дополняется вступающим в действие с 1 июля Административным кодексом - он позволит привлекать к ответственности мелких распространителей. Теперь облавы на торговцев и производителей пиратского контента пойдут с утроенной энергией, а суды чаще будут принимать решения в пользу обладателей прав. Демпинговое давление со стороны пиратов, из-за которого правообладатели теряют большую долю рынка, несколько ослабнет. Тем более важно, чтобы компании, выпускающие защищенную копирайтом продукцию, пошли на встречные шаги. Мы не выгораживаем пиратов (см. письма на этой странице): понятно, что воровать - нехорошо. Мы просто показываем, почему в существующей экономической ситуации пиратство непобедимо. Хотя гамбургер - он и в Африке гамбургер, в Европе он все-таки стоит дороже. Цена продукта часто зависит от экономических реалий рынка, где он продается. К сожалению, о большей части музыкальной и компьютерной продукции этого не скажешь. Понятно, что гамбургер, купленный по дешевке в Китае, в Штаты не экспортируешь. А CD - запросто. И компании крайне неохотно идут на дифференциацию цен по странам. Но она необходима: когда стоимость одной-двух "игрушек" сопоставима со средней месячной зарплатой, всегда найдется кто-то, кто сумеет привести цены в соответствие с платежеспособным спросом. Просто он будет действовать изощреннее, - например, перестанет стоять со своими дисками на базаре.

Прекрасно, что компании смогут эффективнее защищать свои права. Но им все-таки надо смотреть на вещи реально: всех, кто торгует пиратской продукцией, не переловишь. Да и продажи Time Warner и Microsoft в результате отлова не обязательно вырастут. Борьбу за потребителя даже более совершенный Уголовный кодекс не отменяет.