Тянитолкай экономики США


В споре о том, экономика движет финансовыми рынками или рынки толкают экономику, вновь нет согласия - так же как и в споре о курице и яйце. Похоже, что вопреки обыкновению фондовый рынок США все-таки может потянуть за собой экономику - потянуть вниз.

Когда американская экономика выбиралась из всех предыдущих рецессий, ценные бумаги всегда росли. Но в этом году - на фоне наметившегося роста - они впервые падают. Это заставляет многих аналитиков задуматься о вероятности повторного спада в крупнейшей экономике мира.

Цены на фондовом рынке являются одним из так называемых опережающих индикаторов - показателей экономической активности, предвосхищающих изменение делового цикла. Обычно, когда экономика выходит из спада, цены акций растут, поскольку улучшаются перспективы роста корпоративных прибылей.

С 1920-х гг. индекс S&P 500 рос в среднем на 14% в течение первых пяти месяцев восстановления экономики. Если предположить, что на этот раз экономика начала выходить из спада в начале года (ВВП в I квартале вырос на 5,6% в годовом исчислении после роста на 1,7% в IV квартале), то можно видеть, что S&P 500 упал в январе - мае на 12% и продолжает снижаться. Индекс Dow Jones упал с января 2002 г. более чем на 5%. Это произошло впервые с 1912 г. - во время предыдущих 18 выходов из рецессии индекс DJIA рос в среднем на 13,9% в течение пяти месяцев после достижения экономикой "дна".

"Рынок, возможно, говорит мне, что моя оценка экономической ситуации оказалась неверной", - полагает известный американский экономист Эдвард Хайман. Сейчас он пересматривает свою оценку роста ВВП во II полугодии на 4% в сторону снижения. По его мнению, вероятность "двойного провала" - когда экономика начинает выходить из спада, но вскоре снова впадает в рецессию - значительно возрастет, если S&P 500 упадет существенно ниже уровня 1000 пунктов. На торгах в пятницу индекс впервые с 27 сентября 2001 г. упал ниже этой отметки.

Конечно, фондовый рынок - не идеальный индикатор состояния дел в экономике. В 1987 г., например, акции рухнули, а экономика продолжала расти. Лауреат Нобелевской премии по экономике 1970 г. Пол Самуэльсон однажды пошутил, что фондовый рынок предсказал девять из пяти последних рецессий. "Это очень волатильный индикатор", - говорит он. Ряд других показателей указывают на продолжающееся восстановление экономики. Промышленное производство растет пять месяцев подряд; в мае оно выросло на 0,2%. Компании сократили запасы готовой продукции уже до уровня октября 1999 г. Цены на жилье растут. Однако в пятницу пессимистичный прогноз развития ситуации, который дает фондовый рынок, получил подтверждение. Сбой, похоже, начинает давать один из главных двигателей экономики США - потребители. Их расходы в апреле упали на 0,9%, а составляемый Мичиганским университетом индекс потребительской уверенности снизился до 90,8 пункта с 96,9 в конце мая. Аналитики прогнозировали рост до 97 пунктов.

Сегодня фондовый рынок и экономика США настолько взаимосвязаны, что ухудшение ситуации на рынке вполне может повлечь за собой ухудшение ситуации в экономике. Более 50% американцев владеют акциями, поэтому их удешевление делает граждан беднее, заставляя сокращать расходы. Госбюджет получает меньше доходов от налога на прирост капитала и налога с суммы, полученной от исполнения опционов. Падение котировок оказывает негативное психологическое воздействие на руководителей компаний, поскольку одним из критериев их деятельности (а также фактором, определяющим размер их заработка) является изменение цен акций.

Один из основных стимулов для экономики - увеличение капиталовложений, однако слабый фондовый рынок подрывает надежды на их рост. По мнению экономиста Goldman Sachs Яна Хатциуса, сложности с привлечением капитала за счет размещения акций в значительной степени сводят на нет тот положительный эффект, который дают низкие процентные ставки, позволяющие брать дешевые кредиты. По оценке Хатциуса, из-за этого условия для привлечения капитала сегодня столь же жесткие, как в январе 2001 г., когда ФРС начала активно смягчать денежную политику, снизив за год ставки с 6,5% до 1,75%. (WSJ, 10 - 14. 06. 2002)