GM победила Ford


ДЕТРОЙТ - General Motors вытеснила Ford Motor с первой строчки в списке самых эффективных американских автомобилестроителей за 2001 г. Однако даже GM затрачивает больше рабочего времени и получает меньше прибыли в расчете на один производимый автомобиль, чем ведущие японские автокомпании.

В прошлом году у Honda Motor, Nissan Motor и Toyota Motor средняя прибыль в расчете на один автомобиль, собранный в Северной Америке, превышала $1100. У GM соответствующий показатель был в три раза ниже, а между тем она оказалась единственной компанией из "большой тройки" американских автокомпаний, вообще добившихся в 2001 г. прибыли в расчете на один автомобиль, произведенный в североамериканском регионе. Преимущество в эффективности бизнеса позволило японским компаниям увеличить вложения в развитие продукции, что в свою очередь сделало ее еще более привлекательной для американских покупателей и привело к дальнейшему сокращению рыночной доли GM, Ford и Chrysler.

В значительной мере высокая прибыльность японских производителей объясняется тем, что на их североамериканских предприятиях заняты более молодые сотрудники. Затраты на здравоохранение и пенсионное обеспечение при этом оказываются ниже, чем у компаний "большой тройки". Впрочем, как указывает Рон Харбур, президент консалтинговой компании Harbour and Associates, даже если исключить эти затраты, эффективность производства у Honda, Nissan и Toyota все равно остается более высокой, чем у детройтцев, а прибыль в расчете на автомобиль на $350 - 450 превышает аналогичный показатель у американцев.

Компании "большой тройки" намерены обсудить проблему своего отставания в производительности на переговорах с профсоюзом рабочих автомобильной промышленности в 2003 г. В ходе предыдущего раунда переговоров, состоявшегося в 1999 г., в период бума, GM, Ford и Chrysler обязались не допускать закрытия своих предприятий в течение четырех лет. Для японских производителей подобных ограничений нет, поскольку рабочие, занятые на их предприятиях, по большей части не состоят в профсоюзах. К тому же доля японцев на рынке растет, соответственно, они готовы не только не закрывать имеющиеся предприятия, но и строить новые. "Трудовые соглашения, не позволяющие автомобилестроителям закрывать заводы, подобны пушечному ядру, прикованному к ногам бегуна", - констатирует Харбур, говоря о детройтских компаниях.

Что касается расстановки сил внутри "большой тройки", то в 2001 г. GM впервые за десятилетие удалось потеснить Ford с позиции лидера в области эффективности. Так, GM тратила на производство автомобиля 39,34 часа, Ford - 40,88, а Chrysler (подразделение DaimlerChrysler) - 44,28. Японские компании показали намного более впечатляющие результаты (см. таблицу).

Впрочем, GM удалось опередить конкурентов в номинации "Самое эффективное предприятие в Северной Америке". Лидерство здесь принадлежит заводу в Онтарио, производящему модели Chevrolet Impala и Chevrolet Monte Carlo. На 2-м месте оказался завод Nissan в г. Смирна, штат Теннесси. "Это свидетельствует о том, что мы относимся к проблеме эффективности производства очень серьезно, - говорит Гэри Каугер, президент североамериканского подразделения GM. - Особое внимание мы сейчас уделяем своему отставанию от японских конкурентов по прибыли в расчете на один автомобиль".

По словам представителей Ford, отставание компании в области эффективности объясняется нынешними мерами по улучшению качества продукции.

Важной тенденцией автомобильного рынка Харбур считает рост эффективности предприятий, действующих в Мексике. "Теперь это объясняется не только наличием дешевой рабочей силы, но и оптимизацией управления", - говорит аналитик. (WSJ, 19. 06. 2002)