Бразильский шторм


Беда пришла не извне, а изнутри. Лидер левой Рабочей партии Луиш Инасью Лула да Силва решил в четвертый раз попытать счастья на президентских выборах. И получил поддержку населения. Экономическая стабильность, которую президент Фернанду Энрики Кардозу формировал с 1994 г., оказалась под угрозой, поскольку инвесторы усомнились в способности страны обслуживать долг в $290 млрд в случае, если у власти окажется бывший металлург.

Всего несколько месяцев назад бразильские политики и иностранные инвесторы радовались, что страна не заболела аргентинской лихорадкой. Но радость эта оказалась преждевременной. Настроение инвесторов переменилось почти мгновенно - как ветер в море.

Весной Бразилию чуть ли не на руках носили и хвалили - наряду с Мексикой и Чили - за то, что ее финансовое и экономическое положение столь разительно отличается от ситуации в Аргентине. Бразильские C-bonds в апреле торговались со спрэдом 7 процентных пунктов к казначейским облигациям США, и инвестбанки расхватывали их как горячие пирожки. В пятницу бразильские бонды стали вторым по уровню риска объектом для инвестиций в развивающихся странах: спрэд вырос до 17 пунктов. Хуже этих бумаг сегодня только облигации неплатежеспособной Аргентины. Вместе с бразильскими обвалились евробонды России, Филиппин, Мексики.

Инвесторы не обратили внимания на заявление министра финансов Педру Малана о том, что фундаментальные показатели бразильской экономики не оправдывают столь высокого уровня риска. Отношение долга к ВВП составляет лишь 55%; для развивающейся страны это не очень много. Около 80% долга - внутренние обязательства. Первичный профицит бюджета - 3,5% ВВП. Председатель ЦБ Бразилии Арминиу Фрага призвал инвесторов "не путать неблагоприятную обстановку со структурными проблемами" и заявил, что $10 млрд, выделенных МВФ две недели назад, вполне достаточно, чтобы провести страну через нынешний шторм. В понедельник ЦБ повысил резервные требования к банкам, удалив с валютного рынка около $2,1 млрд. "Вероятность дефолта ниже, чем о том свидетельствует ситуация на рынке", - считает Эрик Файн, глава отдела анализа рынка облигаций развивающихся стран Morgan Stanley.

Чем бы ни была вызвана нынешняя лихорадка на рынке - реальным ухудшением ситуации или излишней нервозностью инвесторов, - ее последствия усложняют задачу властей. Значительная часть долговых обязательств привязана к доллару и достаточно высоким процентным ставкам (18,5%), инфляция же не превышает 7%; поэтому долги дороги в обслуживании. Значительная часть выплат приходится на период после выборов. По данным Deutsche Bank, во втором полугодии Бразилии нужно погасить около $41,8 млрд из $199 млрд внутреннего долга. Так что, если президентом станет да Силва, у его правительства будет соблазн пойти на реструктуризацию.

На днях да Силва пообещал платить по долгам и поддерживать бюджетный профицит, а также удерживать низкую инфляцию. Кандидатом в вице-президенты он назначил известного промышленника Жозе Аленкара, основателя одной из крупнейших текстильных компаний страны - Coteminas. Однако в Рабочей партии идет жесткая борьба между центристами, которых возглавляет де Силва, и левыми, выступающими против рыночной экономики. Поэтому одних заявлений да Силвы недостаточно. "Пусть его партия поможет правительству принять закон о независимости ЦБ. Это на деле, а не на словах покажет рынкам, что он настроен серьезно", - говорит Паулу Леме, директор отдела анализа развивающихся рынков Goldman Sachs. Обещая сохранить преемственность в экономической политике, да Силва не оставил левацких замашек. На днях он обвинил правительство, возложившее на него вину за падение на рынках, в экономическом терроризме и сравнил Малана с непопулярным в Бразилии тренером футбольной сборной. Впрочем, Луиш Фелипе Сколари пока успешно ведет команду к финалу на чемпионате мира, так что и для экономической сборной Бразилии еще не все потеряно. На предыдущих выборах да Силва тоже лидировал в первые месяцы президентской гонки. Облигации и курс реала выросли, когда в понедельник данные социологического опроса показали, что поддержка да Силвы упала на 4% до 36,1%, а у Жозе Серры, кандидата, поддерживаемого правительством, - выросла на 7,6% до 21%.