ОТ РЕДАКЦИИ: Вынужденный сговор
С 1 июля цены на стальной прокат поднимаются на 20%. Ничем, кроме растущих аппетитов естественных монополий, в первую очередь, энергетиков, это не объяснишь. Но в правительстве упорно повторяют, что повышения тарифов монополистов не оказывают существенного влияния ни на цены производителей, ни на инфляцию в целом. Так что Министерство по антимонопольной политике собралось искать в действиях металлургов признаки сговора.
Интересно, что в недавней ситуации с 20% -ным ростом цен на бензин ведомство Ильи Южанова таких признаков не нашло. Очевидно, что цены на топливо выросли по объективной причине - из-за снятия экспортных ограничений на внутреннем рынке резко, примерно втрое, подорожала нефть. Соответственно, НПЗ повысили отпускные цены на нефтепродукты, а автозаправки - на бензин. Если правительство захочет повлиять на ситуацию, ему придется снова ввести ограничения на внешнеэкономическую деятельность нефтяников. Южанов поступил логично, отфутболив наверх "бензиновый вопрос": МАП не может влиять на экспортную политику страны. Теперь уже премьеру Михаилу Касьянову придется договариваться с нефтяными генералами о том, как, не поступаясь доходами от экспорта, заполнить внутренний рынок.
"Пас вверх", на самом деле, уместен и в "деле металлургов". Если правительство поддерживает естественные монополии, постоянно повышая им тарифы, почему бы другим участникам экономики не действовать согласованно? Мы, конечно, не утверждаем, что металлурги сговорились, но - повторим - почему бы и нет? Пока антимонопольная политика страны сосредоточена на соблюдении мелким бизнесом закона "О рекламе", благополучие настоящих монополий будет провоцировать переход страны к картельной экономике, а затем и к экономике по принципу "одна отрасль - одна компания". С одобрения Южанова этот принцип уже применен, например, в российской алюминиевой отрасли.