Кризис лидерства


ПАРИЖ - Бизнес-лидеры, в 1990-е гг. чувствовавшие себя героями, сегодня все больше врастают в амплуа "плохих парней". Лишь один из пяти европейцев считает, что большинство гендиректоров - честные люди. Скандалы с Enron, ABB, WorldCom и множеством других компаний по обе стороны Атлантики сильнейшим образом повлияли на сознание европейцев. Руководители компаний стремительно теряют репутацию в глазах жителей Старого Света. Хотя большинство скандалов разразилось в США, Европа не избежала удара. Например, бывший гендиректор Philips Electronics Кор Бонстра в прошлом году продал акции нидерландской сети супермаркетов Ahold, директором которой он был, непосредственно перед тем, как компания опубликовала отчет за II квартал. Недавно компания GfK Ad Hoc Research Worldwide по заказу The Wall Street Journal Europe изучило общественное мнение в 14 европейских странах, опросив 12 657 человек. Судя по результатам, общественное недоверие к лидерам бизнеса растет и крепнет. От Великобритании до Польши, от Финляндии до Италии люди не находят добрых слов для руководителей компаний. Единственным исключением стала Дания, чьи респонденты еще доверяют корпоративным боссам. Более чем две трети опрошенных полагают, что топ-менеджерам слишком много платят. 59% респондентов считают, что правительства должны настоять на переводе руководителей на фиксированную зарплату. По мнению более чем 20% европейцев, топ-менеджеры прежде всего преследуют личные интересы, а потом уже заботятся о своих сотрудниках, акционерах и потребителях. Лишь 42% опрошенных верят, что большинство гендиректоров заботятся об интересах акционеров и потребителей, 21% - что директора заботятся об интересах служащих. Только 18% согласны, что гендиректора должны пользоваться полной свободой увольнения сотрудников. Треть опрошенных считает, что сокращать штат можно, только если компании угрожает банкротство. Треть полагает, что надо запретить увольнения без одобрения профсоюзов. Образованные респонденты, имеющие высокооплачиваемую работу, менее строги к бизнес-лидерам по сравнению с людьми, находящимися на противоположном конце социально-экономического спектра. Но разрыв в оценках невелик. Это свидетельствует о том, как глубоко недоверие укоренилось в разных слоях общества. "Мы имеем дело с настоящим кризисом доверия в корпоративном мире, - говорит Уильям Джордж, бывший гендиректор американской компании Medtronic, ныне профессор по контракту в Международном институте менеджмента в Лозанне. - И в ближайшие годы доверие людей вернуть не удастся".

Действительно, вокруг топ-менеджеров сложилась негативная атмосфера, которая может привести к частичной потере их былого могущества и уважения. Возмущенные акционеры (например, французской медиа-группы Vivendi Universal) уже голосуют против планов выпуска новых опционов, предлагаемых руководством. Советы директоров, озабоченные сохранением собственной репутации, стали строже к топ-менеджерам. Дело идет к сокращению масштабов их вознаграждений. После скандала с Enron Нью-Йоркская фондовая биржа предложила новый кодекс правил и норм корпоративного управления. Он будет распространяться и на европейские компании, торгующие на бирже. По новым правилам в совете директоров большинство должно принадлежать независимым внешним директорам. Комитеты, занимающиеся аудитом, назначениями и компенсациями, должны состоять исключительно из независимых директоров. Повсеместно заговорили о прозрачности и подотчетности. Не секрет, что выплата огромных выходных пособий менеджерам и получение ими опционов происходили одновременно с массовыми увольнениями. При этом рядовые акционеры нередко несли потери в результате падения цен на акции. Впредь советы директоров, возможно, будут скромнее оценивать труд своих менеджеров. "Времена безудержной щедрости прошли, - говорит Манфред Де Врис, профессор Insead, специалист в области менеджмента. - Теперь контроль за расходами будет гораздо строже". Растет число европейских компаний, публикующих детальную информацию о зарплатах и дополнительных вознаграждениях топ-менеджеров. В результате проблема привлекает все больше внимания общественности. Например, годовой отчет Cable & Wireless вызвал настоящий гнев акционеров. Компания, понесшая убытки на 4,7 млрд фунтов ($7,2 млрд) в финансовом году, закончившемся в марте, в прошлом году заплатила более 2 млн фунтов ($2,9 млн) двум топ-менеджерам, покинувшим компанию. Директор Майк Мактай, ушедший в отставку в сентябре, получил 1,24 млн фунтов ($1,9 млн). "Многие директора забыли, зачем они нужны", - говорит Доналд Батчер, президент Ассоциации британских акционеров, защищающей интересы мелких инвесторов. Баснословные заработки гендиректоров вознесли их слишком высоко над остальным миром. По свидетельству Де Вриса, на его семинарах по управлению компанией для европейских топ-менеджеров проблему доверия никто не обсуждает: студенты просто не хотят об этом слышать. (WSJ)