ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: Общие интересы


Во всех индустриально развитых странах отраслевые союзы играют важную роль в экономике. Участие предприятия в соответствующем ассоциативном объединении является необходимым условием действенной защиты его интересов на рынках, например, во Франции, Германии, США и Японии. Правительства ориентируются на мнение промышленных союзов при принятии решений по ценовой, экспортно-импортной политике и иным экономическим проблемам. Что же представляют собой отраслевые союзы в России? Число союзов в каждой отрасли исчисляется десятками. Однако, несмотря на многообразие, большинство существующих отраслевых союзов можно отнести к одному из трех типов.

Первый тип обычно возглавляется бывшим руководителем отраслевого министерства. Таким союзам, как правило, удается получить хорошие помещения. У их руководителей неплохие контакты с директорами предприятий, работавших еще в советское время, с органами власти, но, к сожалению, этот потенциал используется не вполне эффективно. Союзы этого типа перестают оказывать серьезное влияние на ситуацию в отрасли. Предприятия постепенно теряют к ним интерес, союзы существуют за счет аренды или ловких коммерсантов, использующих личные связи руководителя союза для решения своих частных вопросов.

Второй тип организации - коммерческие структуры, существующие под видом отраслевого союза. Они перепродают продукцию своих учредителей, ведут исключительно коммерческие проекты. Таким структурам не до защиты интересов отрасли.

Третий тип организаций возглавляется действующим директором предприятия. Союз пользуется инфраструктурой и возможностями этого предприятия и имеет неплохую базу. Руководитель ясно понимает проблемы своих коллег. Недостаток такого союза - сильная занятость директора оперативными вопросами предприятия, а в факультативном режиме сложно решать проблемы отрасли. Большинство отраслевых союзов и ассоциаций не имеют достаточно сил, чтобы полноценно выполнять функции по защите интересов представляемых отраслей промышленности. Первая причина слабости союзов - в том, что органы государства еще не воспринимают их в качестве структур, с мнением которых необходимо считаться. Для них все еще является авторитетным мнение вышестоящего руководства или олигархов. Союзы не участвуют в обсуждении и принятии решений по важным вопросам. Включение представителей союзов в состав консультационных органов часто осуществляется по принципу личных связей и при условии лояльности союза соответствующему госоргану. Вторая причина - слабое понимание союзами стратегии и тактики своей деятельности. Многие отраслевые союзы отсутствие четкого плана своей деятельности пытаются заменить популизмом. Практическая работа подменяется рассуждениями о нехватке в стране денежной массы, инфляции, общими дискуссиями о вступлении в ВТО, критикой налогообложения. Часто все это происходит на уровне риторики, без опоры на цифры и серьезный анализ. Раньше многие финансово-промышленные группы расставляли на ключевые посты в исполнительной власти своих представителей. Отраслевые союзы не были нужны ни олигархам, ни правительству: все вопросы решались в кулуарах. Нынешняя российская власть пытается избежать повторения "семибанкирщины", поэтому нельзя допустить, чтобы действовала схема "олигарх - отрасль", при которой один олигарх узурпирует право представления интересов всей отрасли. Необходимы структуры, способные представить и сбалансировать интересы всего спектра отраслевых предприятий, вне зависимости от формы собственности и масштабов. Отраслевым союзам придется от риторики в защиту национальных производителей перейти к решению практических задач в интересах своих предприятий. При этом необходимо законодательно упорядочить отношения союзов с органами государственной власти. Промышленный комитет Госдумы прошлого созыва организовал рабочую группу, которая силами Российского топливного союза, Союза производителей нефтегазового оборудования и ряда других объединений подготовила проект закона о взаимодействии отраслевых союзов с органами власти. Сегодня проект закона забыт, а вместо него появились альтернативные законопроекты, которые не защищают интересы таких объединений.

Требуется законодательно прописать обязательность участия промышленных союзов в рассмотрении вопросов, непосредственно затрагивающих интересы их отраслей исполнительной и законодательной властью. Определенной проблемой является существование в одной отрасли множества схожих союзов. Например, в металлургии действуют десятки общероссийских и региональных объединений. Сегодня то предлагается проверять каждый союз на его соответствие каким-то нормам, то вводить государственную аттестацию союзов. Но попытки административного вмешательства в работу союзов лишь извратят саму идею ассоциативных объединений. Опыт развитых стран подсказывает, что отраслевые союзы должны постепенно замещать многие функции министерств и ведомств. При слабых союзах и ассоциациях правительство будет слышать лишь голоса отдельных олигархов.

Автор - президент Союза производителей нефтегазового оборудования