ОТ РЕДАКЦИИ: Вместо амнистии


Россия понемногу перестает быть нетто-экспортером капитала. Об этом свидетельствуют опубликованные Центробанком данные платежного баланса за II квартал. По сравнению с тем же периодом прошлого года отрицательное сальдо финансового счета сократилось более чем на треть, а чистый отток капитала и вовсе упал в семь раз - с $2,8 млрд до $400 млн. Это случилось потому, что бизнес использует более безопасную и дешевую схему закачки в страну валюты, чем предложенная властями амнистия капиталов.

Нетто-экспорт капитала снижается в первую очередь из-за того, что российские компании стали больше занимать за границей (во II квартале их валютные долги выросли на $2 млрд, тогда как за тот же период прошлого года уменьшились на $200 млн). Заметим, что рост объема заимствований не трансформировалось в рост инвестиций. Так зачем же крупные компании влезают в долги? Возьмем, к примеру, "Сибнефть", которая на днях объявила о привлечении синдицированного кредита в $450 млн. В прошлом году она и сама выдала кредиты на $300 млн, в основном беспроцентные. Получается, что компания действует себе в убыток: привлекает средства под проценты, а ссужает без оных. Впрочем, если бесплатные кредиты получили акционеры "Сибнефти", все становится понятно. Если бы кредиты на Западе привлекала компания Millhouse, управляющая активами Романа Абрамовича и партнеров, ставки для нее оказались бы куда выше тех 6%, под которые, как говорят, заняла деньги "Сибнефть". Ведь у Millhouse нет возможности прогарантировать кредит экспортными поставками нефти. А так нефтяная компания получает от западных банков дешевые ресурсы, которые ее акционерам достаются еще дешевле, т. е. даром. Эти ресурсы тут же используются для покупки новых активов. Акционерам "Сибнефти" не приходится заводить в Россию средства, размещенные за границей. Если государство выкинет какой-нибудь фортель - например, окружение Путина пойдет войной на Абрамовича, - личный риск последнего будет невелик. Если у олигарха отберут купленные в долг активы, по долгам будет отвечать "Сибнефть".

Понятно, что 6% -ные выплаты по кредитам снижают прибыль компании, а с ней и дивиденды Абрамовича и партнеров. Но это адекватная плата за страховку - и более низкая, чем те 13%, которые пришлось бы заплатить по правительственной схеме амнистии. Бизнесмены не доверяют власти. Да она и не дает им никаких поводов для доверия: вспомним ту же историю "Славнефти". А материальные стимулы, которыми власть пытается заменить доверие - например, предполагаемая дешевизна репатриации капиталов, - недостаточно весомы. На рынке всегда можно сторговаться и подешевле.