ОТ РЕДАКЦИИ: Время не учит


Генпрокурор Владимир Устинов - молодец. Всего несколько лет прошло с тех пор, как журнал Forbes описал схему вывода средств из "Аэрофлота". Бывший первый заместитель гендиректора по финансам Николай Глушков сидит в Лефортове какие-то несчастные 18 месяцев. А блюстители закона уже огласили суть обвинений, которая мало чем отличается от того, что было написано в журнале: следствие утверждает, что в 1996 и 1997 гг. обвиняемые похитили 214 млн руб. у "Аэрофлота" через швейцарскую компанию Andava, которая принадлежала Глушкову и Борису Березовскому.

Вызывает вопросы не только медлительность прокурора, но и сами обвинения. Спору нет, что услуги Andava были крайне невыгодны акционерам "Аэрофлота". И кого-то наказать за это надо. Но не очень понятно, куда смотрели директора "Аэрофлота", представлявшие его главного акционера - государство, когда компания платила огромные проценты и штрафы зарубежным компаниям. Можно ли поверить, что Березовский и соратники действовали совершенно без их ведома? Если довести дело до конца, не придется ли государству выдвигать обвинения против себя? Говорят, при Владимире Путине государство стало эффективнее управлять своими активами. А между тем маршал Евгений Шапошников, который был прямым начальником обвиняемых по делу "Аэрофлота", до сих пор представляет государство в совете директоров "Аэрофлота" и к тому же работает советником Путина по авиации. Или взять недавнюю борьбу Межпромбанка и "Сибнефти" за контроль над госкомпанией "Славнефть" - неужели такое возможно, если государство действительно заинтересовано в эффективном управлении своей собственностью? Пора посмотреть правде в глаза: государство не может управлять компаниями в абстрактных интересах народа. Управляют конкретные люди - и делают это так, как выгодно им самим и их деловым партнерам. Единственный безотказный способ решить эту проблему - избавиться от управляемой таким образом собственности. В отличие от частных инвесторов у государства есть задачи поважнее участия в корпоративных делах - например, создание условий, в которых будет адекватно защищена частная собственность.

"Приватизация в России проходит три этапа, - цитирует Березовского редактор журнала Forbes Пол Хлебников. - На первом этапе приватизируется прибыль. На втором этапе приватизируется собственность. На третьем этапе приватизируются долги". Продолжая жить в условиях первого этапа, государство только теряет.