Salomon раздавал "горячие" акции


Salomon Smith Barney систематически выделял директорам крупных корпораций акции интернет-компаний во время так называемых "горячих" IPO ради получения от них выгодных инвестбанковских контрактов. Об этом говорится в иске Дэвида Чейкона, бывшего брокера Salomon Smith Barney, участвовавшего в первичном размещении акций (IPO) в период технобума в 1999 - 2000 гг. Чейкон утверждает, что бывший генеральный директор компании WorldCom, которая недавно огорошила рынки, сознавшись в махинациях с бухгалтерской отчетностью на $3,8 млрд, был одним из по крайней мере пяти руководителей, с кем Salomon Smith Barney делилась "бесплатными деньгами". Во время размещения в апреле 1999 г. акций поставщика услуг высокоскоростного доступа в Интернет компании Rhythms NetConnections, имевшей тесные деловые связи с WorldCom, Бернард Эбберс получил 350 000 акций Rhythms, которые выросли в первый день торгов на 229%. При этом Эбберс не рисковал ничем. Сотрудник Salomon Smith Barney позвонил Эбберсу и сказал, что на его брокерский счет переведены акции Rhythms по цене размещения $21, только тогда, когда акции выросли до $90. Позднее Эбберс продал их; таким образом, не пошевелив пальцем, он "срубил" $16 млн.

Salomon Smith Barney, инвестбанковское и брокерское подразделение Citigroup, категорически отвергает эти обвинения. "Мы проверили эти утверждения и уверены в том, что они не имеют под собой абсолютно никаких оснований", - говорится в заявлении Salomon Smith Barney. Адвокат Эбберса отказался от комментариев. Сам Эбберс на недавних слушаниях в Конгрессе воспользовался Пятой поправкой к конституции, которая позволяет ему не отвечать на вопросы и таким образом не свидетельствовать против себя.

Чейкон утверждает, что среди руководителей, получавших от Salomon Smith Barney акции во время "горячих" IPO, были Джозеф Наччио, бывший председатель совета директоров Qwest Communications, Джеймс Кроу и Кларк Маклеод, нынешний и бывший председатели совета директоров Level 3 Communications, Стивен Гэрофейлоу, председатель совета директоров и бывший гендиректор MetroMedia International Group. Все эти руководители в качестве "благодарности" выбирали Salomon Smith Barney для предоставления их компаниям инвестиционных банковских услуг. Адвокат Наччио назвал эти утверждения "чушью", другие фигуранты отказались от комментариев. Получение размещаемых при IPO акций технологических компаний в период интернет-бума гарантировало их обладателю значительную прибыль (по крайней мере, на бумаге). Котировки взлетали в первый день торгов, а затем продолжали подъем, вырастая иной раз в пять-семь раз. Акции Rhythms, например, через неделю после эмиссии стоили уже на 431% дороже - $111,5. Поэтому акции расхватывались как горячие пирожки, и получить их было непросто. Компании-андеррайтеры, имевшие возможность решать, кому дать акции, порой резервировали их для своих клиентов, активно пользовавшихся их услугами. Известно, что большую часть акций в "горячих" IPO андеррайтеры отдавали крупным институциональным, а не мелким розничным инвесторам. Однако в случае с Salomon Smith Barney ситуация принципиально иная: акции были переданы не корпоративному клиенту, а его руководителю, который обладает значительными возможностями по принятию решений относительно деятельности компании.

Подобная практика распределения акций в ходе первичной эмиссии нарушает регулирующие нормы. Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам (NASD) требует от инвестиционных банков распределения акций между инвесторами на равноправной основе и запрещает их продажу "любому высокопоставленному руководителю" компании, который "может влиять на покупку или продажу ценных бумаг" для этой компании или "деятельность которого имеет прямое или косвенное отношение к покупке или продаже ценных бумаг" для нее. Все компании, руководители которых, как утверждается в иске, получили от Salomon Smith Barney "горячие" акции, действительно пользовались ее услугами. В октябре 1999 г., например, Salomon Smith Barney консультировала WorldCom по слиянию с компанией Sprint. (WSJ, 18. 07. 2002)