ОТ РЕДАКЦИИ: Минфины смеются


В Британии спорят о росте госрасходов, намечаемом Тони Блэром на 2002 - 2006 гг. У нас госрасходы растут без всяких дискуссий: российский бюджетный юмор куда тоньше английского.

Для лейбористов нет ничего приятнее, чем наращивать госрасходы. Но выдержат ли налогоплательщики рост бремени (расходы правительства вырастут с 39% до 42% ВВП) и помогут ли траты улучшению бюджетных услуг? По доле госрасходов в ВВП Британия приблизится к "социалистическому" Евросоюзу (46%) и здорово оторвется от США (30%). Но экономика выдержит дорогой план Блэра - Брауна, так как госдолг будет расти вдвое медленнее ВВП.

Однако идея увеличения расходов на медицину, образование, транспорт, науку и полицию энтузиазма у деловых кругов не вызывает: несмотря на проводимую реформу госслужбы (во многом похожую на наш проект), в повышение качества бюджетных услуг мало кто верит. Правительство собирается централизованно контролировать, довольны ли потребители чиновниками. Значит, бюджетная сфера остается трудноуправляемой неэффективной монополией с низкой производительностью.

Может, мы еще не доросли до таких дискуссий? Это они спорят о росте бюджета на 3% ВВП, а у нас даже в процессе налоговой реформы, якобы снижающей бремя налогов, доля расходов федерального бюджета в ВВП выросла с 14% (в среднем) в 1998 - 2000 гг. почти до 19% в январе - июне 2002 г. И никакой дискуссии - просто президент пообещал одно, а правительство сделало другое.

В Британии правительство зависит от доверия к нему бизнеса и населения. Поэтому глава Минфина Гордон Браун доказывает людям, что, заплатив больше налогов, они будут лучше защищены, станут здоровее и образованнее. У нас скорее бизнес зависит от настроений правительства. Пока ему совестно требовать с нас за те же услуги больше денег. Но с началом реформы госслужбы это пройдет.

Пока же чиновники проталкивают идею взять $1 - 2 млрд в долг за рубежом. Якобы иначе "проблема-2003" развернется во всем великолепии. На самом деле никаких денег в долг при устойчивом профиците правительству не надо. Просто бизнес на выверках и реструктуризациях иссякает вместе с уменьшением долговой нагрузки. Вот и хочется создать задел для новых переговоров. "Проблема-2003" давно существует только в головах чиновников. Предстоящие к выплате суммы долга надо называть с учетом "обратного откупа". Ведь если $3 - 4 млрд облигаций выкуплено Минфином через госбанки, то записывать эти расходы в бюджет 2003 г. можно только формально. Если же правительство долгов не выкупало, то непонятно, как испарились "легкие" нефтедоллары 2000 - 2001 гг.