Мексиканский дивертисмент


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - В сознании каждого, кто читал хаггардовскую "Дочь Монтесумы" или смотрел американский фильм-погоню при слове "Мексика" возникает набор ассоциаций - текила, чили кон карне, шоколад- "шокоатль", девушки с животной грацией. Мода на Мексику неизменна и захватывает как академические музейные залы, так и интерьеры квартир и кофеен. Во вторник в Николаевском зале Эрмитажа открылась выставка "Путешествие в страну богов: Мексика. Памятники древности". Президент национального совета по культуре и искусству Мексики Сари Бермудес перерезала ленточку. Публика столпилась вокруг терракотовых статуэток, изображающих бога дождя Тлалока, и храмовых сосудов для хранения человеческой кожи. Есть страны, которые никогда не выходят из моды, меняется лишь степень остроты, мера присутствия в культурном контексте. Культурный пейзаж ХХ (а теперь уже и ХХI) века немыслим без Японии, открытой постимпрессионистами, которые учились у Утамаро и Кийонага, и Мексики, европейская история которой началась - после Кортеса - с серии дагерротипов Кларенса и революционной живописи 1920 - 1930-х гг. Работы муралистов Сикейроса, Риверы, Ороско, фотографии Эдварда Вестона и Тины Модотти, Троцкий, Антонио Мелья и Карлос Контрерас - левые убеждения вписались в пейзаж превосходно, а коммунизм сделал модной центральноамериканскую эстетику. Мексиканский сюжет всплывает сейчас заново на волне повального увлечения Латинской Америкой Из 16 мексиканских музеев, среди которых и знаменитый Национальный музей антропологии в Мехико, в Петербург привезли более 270 экспонатов. Выставили и несколько памятников из эрмитажного собрания. Ничего подобного в Эрмитаже не показывали уже лет сорок: последний раз мексиканское искусство выставлялось здесь в 1961 г. Тысячелетия мезоамериканских цивилизаций ольмеков, майя, ацтеков, тотонаков, миштеков, воплощенные в керамике, золоте и камне, - со II тысячелетия до н. э. по 1521 г., когда Монтесума принял конкистадора Фернана Кортеса за летающего бога Кецальткоатля, организованы в выставочном пространстве по тематическому принципу: здесь про богов, там про игру в мяч, в которой капитана проигравшей команды приносят в жертву, тут про красоту - подпиленные и инкрустированные драгоценными камнями зубы, дощечки для придания особой формы черепу, косоглазие - непременные атрибуты красавицы-майя. В экспозицию включена демонстрация фильма Сергея Эйзенштейна "Мексиканская фантазия" - шедевр, оставшийся незавершенным и лишь недавно Олегом Коваловым смонтированный в единую ленту.

Весной этого года в Голливуде завершились съемки фильма о жизни Фриды Кало, подруги Диего Риверы, с Сельмой Хайек в главной роли: шоу-бизнес моментально реагирует на массовый интерес - во-первых, к стилю "латино", во-вторых, к 30-м годам. Коллекционеры охотятся за фотографиями из мексиканского цикла Тины Модотти, а этническая мода идет в одном комплекте с модой на хиппи. В последнее десятилетие появилось и вполне достойное мексиканское кино. "Оскара" как лучший иноязычный фильм 2000 г. по заслугам получила "Сука-любовь" Алехандро Иньярриту. Фильм Альфонсо Арау, снятый по роману мексиканской писательницы Лауры Эскивель "Шоколад на крутом кипятке", держится, как и книга, кулинарией, католичеством и магией.

Мексиканская еда - чрезвычайно простая и обжигающе острая - даже в холодном Петербурге приобрела обыденную форму фаст-фуда или кантины. Мексиканскую тему охотно эксплуатируют кофейни - правда, больше по части обстановки, нежели национальной кухни. Последнее, впрочем, не вполне верно, если вспомнить, что горячий шоколад - не сладкий, а соленый - know-how ацтеков первого тысячелетия до нашей эры. Только за последний год в Петербурге открылось несколько кофеен, использующих латиноамериканскую стилистику, как аутентичную, так и вполне условную: "Кофе ДэФэ", "Соль", "Че", "Республика кофе". Интерьер создают лампы со знаками зодиака майя, рельефы с индейскими богами и птицами, пестрые коврики, чашки и солонки из высушенных тыквочек. "Кофе изначально подразумевает такой стиль, культура кофе, конечно, ближе к этническому дизайну, цивилизации майя, например, чем к холодному американскому хай-теку", - полагает Светлана, администратор кофейни "Рико".