БОРЬБА С ПИРАТСТВОМ: Шок легальной индустрии


Для борьбы с аудио- и видеопиратством правительство утвердило 4 июня "Положение о лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей". В положении установлено, что, говоря нормальным языком, все производители аудио- и видеозаписей на кассетах или компакт-дисках должны лицензировать свою деятельность в Минпечати.

Очевидная цель документа, безусловно, благая. Пиратство осложняет прием России в ВТО и наши отношения с развитыми странами, снижает налоговые поступления и вообще аморально. Однако положение, призванное привести нас к этой благой цели, "получилось как всегда". Начнем с того, что нигде в тексте не указано, сколько "произведений" можно "воспроизводить" без лицензирования. Не указано, значит, нисколько. Таким образом, каждый владелец магнитофона, видеомагнитофона или записывающего дисковода в компьютере является нарушителем положения. Перед записью понравившейся или даже своей песни на кассету или CD (даже если вы не собираетесь извлекать прибыль) бегите за лицензией в Минпечати. Иначе вы занимаетесь противозаконной деятельностью.

А получить лицензию будет ох как непросто. Понятно, что нормальный человек за лицензией не пойдет - мало ли у нас в стране идиотских законов. Пиратам тоже все равно, сколько они постановлений нарушают: заводы в любом случае подпольные. Но что же делать тем, кто занимается производством лицензионных кассет и дисков? Если следовать букве закона, теперь их деятельность в России должна остановиться, причем не на два месяца (официальный срок рассмотрения заявок на выдачу лицензии), а на гораздо больший срок.

Производители обязаны теперь соблюдать "нормативно-технические требования, предъявляемые к техническому качеству экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, а также требования к их оформлению, включая обязательное указание наименования лицензиата и номера лицензии на корпусе аудио-, видеокассеты или на внутреннем кольце компакт-диска вокруг установочного отверстия со стороны считываемого слоя".

Мало того, что никаких "нормативно-технических требований", равно как и "требований к оформлению", в России нет. Ни ГОСТов, ни ведомственных стандартов - ничего (кстати, и слава богу!). Так еще для нанесения требуемых сведений на кассету или диск потребуется дополнительное оборудование. По информации, полученной в некоммерческом партнерстве производителей оптических носителей "Диск-Альянс", ни одно производство в России подобной техникой не располагает. Ну ладно, предположим, закупят. Естественно, за границей. Но этого будет совершенно недостаточно. Самое смешное начинается дальше.

Лицензиату потребуются документы, подтверждающие права заказчика тиража на изготовление копий, - договор на приобретение авторских и/или смежных прав. При этом производитель, к примеру завод по штамповке компакт-дисков, должен в каждом конкретном случае разбираться с этими документами и принимать решение, действительно ли перед ним владелец авторских прав. Из каких соображений он должен делать этот вывод, какими силами? Приглашать в штат экспертов-правоведов или удовлетворяться принесенными заказчиком документами? "Кооператив "Колобок" передает фирме "Теремок" все принадлежащие ему права на выпуск альбома Майкла Джексона". И что - требовать документы от "Колобка"? А тот в офшоре на Вирджинских островах и переписку ведет на хинди.

С Майклом Джексоном, положим, можно разобраться и без эксперта. Но в мире ежегодно выходят миллионы "аудиовизуальных произведений и фонограмм", и контролировать, кому принадлежат права на выпуск каждого из них, в России не под силу никому. А если диск или кассета выпускаются для распространения на территории других стран? Постановление требует от завода (а тиражное производство - это именно завод, с цехами, оборудованием, отделом снабжения) превратиться в агентство по охране авторских прав. Причем защитником прав людей, которые к нему с подобной просьбой не обращались. За чей счет это планируется делать? Во всем мире, да и у нас во многих случаях, ответственность за соблюдение авторских, смежных, патентных и тому подобных прав лежит на заказчике тиража, т. е. на организации, чьи данные размещены на продукции. За содержание журнала отвечает издатель, главный редактор, рекламодатели, но уж никак не типография, где он печатается. Анатолий Семенов, директор компании "Репликатор", крупного производства по изготовлению и упаковке CD и DVD, говорит: "Поймите, наш завод - это та же типография. Заказчик приносит оригинал-макет (мастер-диск), мы выводим пленки и делаем формы (матрицу), печатаем и доставляем клиенту тираж. Почему я должен разбираться, что я печатаю? Это могут быть фильм, музыка, программное обеспечение - что угодно. Неужели в типографиях внимательно вычитывают все тиражируемые материалы на предмет соблюдения авторских прав? Уверен, что нет - у них, как и у нас, на это нет ни времени, ни квалификации. Не наше это дело".

Принятие законов, выполнение которых реально невозможно, ведет только к углублению коррупции. Никто не получит лицензию, условия которой выполнить невозможно. Если же лицензии будут выдаваться, значит, в отношении чиновников можно смело отменять презумпцию невиновности. Точно так же, как в "Положении" ее отменили для заказчиков тиражирования.

Еще одно применение новый закон найдет как оружие в конкурентной борьбе. Не с пиратами (им, повторюсь, на любые постановления наплевать), а с другими легальными производителями. Анонимный звонок, проверка "с привлечением соответствующих специалистов" (что, кстати, противоречит закону "О лицензировании отдельных видов деятельности") - и деятельность конкурента парализована. Жаль только, что так нельзя будет справиться с иностранцами. Ведь большинство лицензионных дисков и кассет для нашего рынка тиражируется за границей. Но положение, похоже, и не нацелено на заботу об отечественном производителе.

Остается порадоваться хотя бы тому, что законотворцы все-таки указали, что под "воспроизведением" они понимают "изготовление экземпляров". А то пришлось бы получать лицензии и на использование плейеров.

Автор - руководитель направления IT Центра прикладных коммуникаций