ОТ РЕДАКЦИИ: Консолидация


За границей Владимир Путин и Герман Греф любят похвалиться нашим прогрессивным экономическим законодательством. В раю для бизнесменов, по привычке называемом Россией, с 1 июля власти должны регистрировать новые компании всего за пять дней, а еще с прошлого августа каждый надзорный орган может провести не более одной плановой проверки каждые два года. Не говоря уж о низких ставках основных налогов. Чего еще можно пожелать? Мы всегда знали, что между законом и реальностью есть разрыв. Но его удручающий размер стал ясен только в результатах исследования, проведенного Центром экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР). Исследователи выяснили, что после вступления в силу закона, ограничившего число проверок, - паразитическое отношение мелкого чиновничества к бизнесу только усилилось.

В тех фирмах, которые сообщили данные за обе половины 2001 г., среднее число проверок санэпиднадзором выросло с 0,95 в первой половине до 1,11 во второй, а пожарными - с 1,06 до 1,28. Среднее предприятие с июля по декабрь 2001 г. пережило более семи проверок. Если учесть, что закон позволяет растягивать каждую проверку на два месяца, получается, что немало предприятий находится в состоянии вечной проверки. Предприниматели часто не знают, на каком основании их проверяют. Ситуация с регистрацией не лучше: 19% фирм, которые зарегистрировались без участия посредников, ждали больше месяца. При этом в Москве на регистрацию требовалось в среднем 60 дней.

Работа надзорных органов, мешающих бизнесу жить, зависит во многом от местных властей, и федеральному правительству нужно давить на них, если оно хочет добиться улучшения делового климата. Еще федеральная власть может подавать на региональные власти в суд. Но у чиновников нет информации о числе и характере нарушений на местах, и о том, какими - возможно, дикими - инструкциями руководствуются, скажем, пожарные Хабаровского края или санэпиднадзор Санкт-Петербурга.

Узнать об этом они могут только от самих бизнесменов. Для этого бизнес должен выступать за свои права публично и, если понадобится, в суде. Поодиночке это сложно: надзорные органы найдут, как приструнить "правдоискателей". Надо объединяться, подавать совместные иски и публиковать информацию о нарушениях. А если каждый, как сейчас, будет решать свои проблемы в тени, по понятиям, реальность никогда не догонит закон.