В России стали меньше сажать


Реформа уголовного законодательства приносит первые плоды. С 1 июля за решетку стало попадать меньше людей. Как выяснили "Ведомости", следователи теперь реже просят санкции на арест, а судьи чаще, чем прежде, идут навстречу подозреваемым.

По вступившему в силу чуть меньше месяца назад Уголовно-процессуальному кодексу санкцию на арест подозреваемого в уголовном преступлении может дать только суд. Прежде арест санкционировали прокуроры, а граждане могли обжаловать эту меру пресечения в суде, уже оказавшись за решеткой.

Заместитель руководителя президентской администрации Дмитрий Козак заявил "Ведомостям", что первые 24 дня действия нового УПК показали: следователи обращаются за санкциями на арест в суды вдвое реже, чем раньше в прокуратуру. По данным Козака, до обновления кодекса судьи выпускали из-под стражи лишь 8% граждан, помещенных на период следствия за решетку. Теперь же судьи отказываются давать санкцию на арест в 20 случаях из 100.

У участников судебной реформы рангом пониже пока нет статистики, на которую ссылается Козак. Сотрудник отдела обобщений судебной практики Верховного суда говорит, что данные о количестве помещенных под стражу лиц сейчас еще только собирают и анализируют. Но обнародовать эту статистику пресс-секретарь Верховного суда Павел Одинцов обещает "ближе к сентябрю". В пресс-службе следственного комитета при МВД России "Ведомостям" все же сообщили несколько цифр. Оказалось, что за первые три недели июля российские следователи хотели лишить свободы 1695 граждан. Однако за решетку попали лишь 1418 человек. Один из следователей московского ГУВД рассказал "Ведомостям", что получить санкцию на арест в суде намного труднее, чем в прокуратуре. Как пояснил "Ведомостям" этот источник, судьи просто не справляются с потоком новой для них работы. "Обещали, что суды будут работать чуть ли не круглосуточно. А на деле и люди те же, и работают так же", - говорит следователь. По словам сотрудника ГУВД, суды не удовлетворяют многие ходатайства из-за слабости представленной доказательной базы. "Но за сутки можно собрать материал только по очевидным преступлениям", - сетует он.

По мнению источника "Ведомостей" в московской прокуратуре, следователи стали реже обращаться за санкциями на арест еще и потому, что заранее подготовились к вступлению в силу нового УПК. "Это так называемые подчищенные хвосты, - говорит прокурорский работник. - Народ постарался всю работу сделать в рамках старого УПК, чтобы теперь спокойно входить в новый, а не влетать в новые условия на бешеной лошади".

В результате у адвокатов стало меньше работы. "Я бы удивился, если бы этого не произошло", - говорит адвокат Анатолий Кучерена. "Раньше ко мне обращалось как минимум три человека в месяц, считающих, что их незаконно поместили под стражу. За последние три недели - только один", - вторит Кучерене коллега Ахмат Глашев. В Москве арестовать человека действительно стало труднее, считает Глашев, вот только в регионах мало что изменилось.