ОТ РЕДАКЦИИ: Полезная помеха


Дмитрий Козак, которого только что стали называть врагом частной собственности, теперь превратился в настоящего героя-правозащитника. Благодаря разработанному под руководством Козака новому УПК в следственные изоляторы стало попадать меньше людей: следователи неохотно идут в суд, чтобы доказать, что тот или иной подозреваемый должен быть арестован.

Оппоненты судебной реформы, в основном в прокуратуре, считают, что Козак - герой только в глазах преступников. Пока следователи собирают доказательства для суда, уголовники могут скрыться. "За сутки можно собрать материал только по очевидным преступлениям", - говорил "Ведомостям" сотрудник московского ГУВД. Лишенная прежней гегемонии в судебной системе прокуратура может проиграть значительно больше дел подготовленным адвокатам. Сажать преступников станет сложнее.

Возможно, это действительно так. Но это не страшно, если иметь в виду, что до сих пор прокуратура отправляла за решетку непонятно кого. В России уже сидят более миллиона человек, приблизительно 30% из них еще ждут приговора в СИЗО. По тюремному населению (690 "сидельцев" на каждые 100 000 жителей) Россия опережает почти весь мир (за возможным исключением США). По данным за 2000 г., аналогичная цифра в Англии - 125, а в Германии - 95. Причем раскрываемость преступлений в России - часто благодаря "чистосердечным признаниям" - обеспечивается в основном в СИЗО, где сама опасность заразиться туберкулезом и ужасающие условия равнозначны пыткам.

Российские суды выносят меньше 1% оправдательных приговоров. Это говорит не столько о профессионализме обвинения, сколько о вероятном количестве невиновных в заключении. В США и Европе процент оправдательных решений от 30 до 50.

Раз правоохранительные органы привыкли так работать, хорошо, если новый УПК им помешает. Спасение даже нескольких невиновных людей - не говоря уже о тысячах - того стоит. А если преступники гуляют на воле, пусть это останется на совести прокуратуры. Надо учиться работать как в свободной стране.