ОТ РЕДАКЦИИ: Дань "Аэрофлота"


По сравнению с результатами других авиакомпаний за 2001 г. показатели "Аэрофлота" выглядят просто прекрасно. Главный перевозчик России показал $21,9 млн прибыли по международным стандартам, тогда как его европейские конкуренты после 11 сентября залезли в убытки.

Картина эта, однако, обманчива. И дело не в каких-то бухгалтерских трюках, а в том, что у "Аэрофлота" есть уникальная статья дохода. Еще в советское время наше государство заставляло иностранных перевозчиков платить "Аэрофлоту" за право летать над территорией СССР. И теперь "Аэрофлот", уже на 49% частный, остается получателем этих платежей. Компания официально не раскрывает их размер. Но, по данным Ассоциации европейских авиалиний, выплаты в 1997 г. составили $225 млн, а с тех пор только увеличились. То есть "Аэрофлот" получает около 20% всех своих доходов в виде дани от конкурентов. Правда, часть этих денег компания отдает Государственной службе гражданской авиации, но, по разным оценкам, у перевозчика остается "воздушная подушка" не менее чем в $100 млн в год. У других авиакомпаний таких преимуществ нет, хотя "Трансаэро" - естественно, с помощью государства - уже удалось заключить подобный договор с национальным перевозчиком Тайваня.

Эта ситуация раздражает европейцев. Ссылаясь на правила Всемирной торговой организации, в которую Россия собирается вступать, они жестко требуют прекращения выплат за пролет над нашей территорией до конца этого года. Российские переговорщики вполне могут выторговать исключение из правил - жаль все-таки отказываться от доходов. Но в этом случае все деньги за использование российского воздуха следует вложить в инфраструктуру, нужную всем авиакомпаниям, а не дарить часть получаемой платы "Аэрофлоту".

Чтобы довести российскую систему управления воздушным движением до международного уровня - например, установить системы слежения, которые позволяют авиадиспетчерам отслеживать не только положение самолета в пространстве, но и его скорость и траекторию, - нужно примерно $650 млн. Если отобрать у "Аэрофлота" платежи за пролет, эту сумму можно собрать за шесть лет. Европейцы вполне могли бы согласиться на такой вариант. Конечно, "Аэрофлоту" - который все же на 51% принадлежит государству - от этого будет хуже. Но ему уже пора бы приучиться к конкурентной борьбе на равных.