ОТ РЕДАКЦИИ: Меняйте концепцию


После каникул у депутатов появится прекрасная возможность принести пользу - наконец-то создать хороший закон о банкротстве.

Правительство весь этот год пришпоривало Думу, стараясь побыстрее принять закон. Но он оказался достоин лишь разумного президентского вето. Его недостатки и близко не исчерпываются замечаниями, уместившимися на девяти страницах путинского заключения. Было бы мало и ста.

Главная идея написанного чиновниками закона - дать государству побольше возможностей вмешиваться в деятельность частного бизнеса. Вот только два примера. 1) ФСФО, наделенная функцией предупреждения банкротств, в любой момент (чуть только появились сомнения в чьей-то платежеспособности) может затребовать всю информацию о предприятии. Сейчас таких возможностей нет ни у одного госоргана. 2) Частный кредитор обязан до подачи иска о банкротстве должника пройти исполнительное производство, а государству достаточно принести справку от налоговиков или таможенников. Возникает неравенство в правах. Чиновники смогут инициировать банкротств еще чаще, чем теперь. А налоговики - вместо требования полной уплаты налогов вне процедуры банкротства - смогут договариваться, кто, когда и сколько заплатит.

В новом законе есть масса полезных нововведений. Например, должник получает возможность в любой момент выйти из банкротства, заплатив долги. Управляющие не могут без решения суда изменять реестр кредиторов. Эти и другие наработки следует сохранить. Но задача нового закона не в том, чтобы расширить прямую ответственность государства за ход хозяйственных споров. А в том, чтобы эти споры протекали по разумным правилам, чтобы на любом этапе и должник, и кредиторы могли опротестовывать действия друг друга до того, как эти действия приведут к непоправимым последствиям: выводу активов, разрушению бизнеса, перехвату власти.

Только не надо опять всех торопить. Страхи, что арбитражных управляющих никто не лицензирует и они могут натворить всяких безобразий, напрасны. У ФСФО достаточно рычагов влияния. Например, обращение в суд, где обжаловать действия управляющих могут и другие участники банкротства. У всех есть время подумать и подготовить хороший закон. И не факт, что это должны делать чиновники.