Европа мешает плану E.On и Ruhrgas


Регулирующие органы ряда европейских стран и правительство Великобритании предприняли попытку оказать давление на Еврокомиссию. Они пытаются доказать, что слияние двух крупнейших энергетических групп Германии - E.On и Ruhrgas - нуждается в антимонопольном расследовании.

Примерно месяц назад правительство Германии одобрило сделку по слиянию энергокомпаний E.On и Ruhrgas, стоимость которой составила 10,4 млрд евро ($10,16 млрд). При этом были проигнорированы доводы национальных антимонопольных органов, призывавших заблокировать слияние. В ответ на многочисленные апелляции Еврокомиссия заявила тогда, что дело не подпадает под ее юрисдикцию, поскольку две трети продаж новой энергетической группы будут приходиться на внутренний рынок Германии.

Однако европейские конкуренты E.On и Ruhrgas, поддержанные правительством Великобритании, не собираются сдаваться и пытаются добиться пересмотра дела Еврокомиссией. По их мнению, слияние E.On и Ruhrgas создает энергетического монстра, доминирующее положение которого на германском рынке становится неоспоримым. Новая группа будет контролировать как продажи газа населению, так и его транспортировку. Последнее обстоятельство особенно чувствительно для Великобритании, поскольку, как ожидается, в ближайшее десятилетие она превратится в крупного импортера российского газа и для его доставки вынуждена будет пользоваться немецкими трубопроводами.

На днях Совет европейских регулирующих органов в области энергетики (CEER) направил комиссарам ЕС по энергетике и антимонопольной политике Лойоле де Палаcио и Марио Монти письмо, в котором выражается озабоченность ростом доминирующих энергокомпаний. И хотя в письме E.On и Ruhrgas напрямую не упоминаются, дата его отправки - менее чем через месяц после одобрения слияния германским правительством - однозначно говорит о том, что имеются в виду именно эти компании.

По словам энергетического инспектора от Великобритании Коллума Маккарти (он и сообщил о письме), европейские регулирующие органы в области энергетики полагают, что данная сделка означает "укрепление существующих промышленных структур, что ослабляет конкуренцию". Маккарти признался, что поддерживал усилия британского правительства, направленные против заключения сделки. "Отсутствие свободного доступа к системам доставки газа и электричества в Германии - проблема, негативно влияющая на торговлю энергией в европейском сообществе", - заявил Маккарти.

Аналитики выразили удивление тем фактом, что Джин Сирота, представитель энергетических регулирующих органов Франции, также подписал обращение в Еврокомиссию. Именно Франция неоднократно подвергалась критике со стороны своих европейских соседей за то, что недостаточно быстро открывает свой энергетический рынок. (FT, 22. 08. 2002)