Bertelsmann оставляет онлайновый бизнес


Все подразделения немецкой медиа-корпорации Bertelsmann, занимающиеся онлайновой продажей книг и компакт-дисков, могут быть закрыты или проданы. Масштабная реорганизация бизнеса Bertelsmann последовала за отставкой Томаса Миддельхофа с поста гендиректора.

В свое время Томас Миддельхоф активно развивал направления бизнеса, связанные с Интернетом, сделав Bertelsmann вторым по величине игроком на мировом рынке онлайновой торговли. В июле совет директоров корпорации принял решение отказаться от экспансии в области Интернета, и Миддельхофу пришлось уйти.

Bertelsmann уже ведет переговоры с несколькими компаниями о продаже своих интернет-активов, входящих в подразделение Bertelsmann DirectGroup. В частности, на переговорах с американской корпорацией Amazon обсуждается возможность продажи книжного бизнеса Bol.com и музыкального магазина BeMusic. Банки оценили эти предприятия, входящие в подразделение DirectGroup, в 2,1 млрд евро и 120 млн евро соответственно.

Кроме того, новое руководство Bertelsmann планирует прекратить финансирование компании Napster. Созданная этой компанией служба онлайнового обмена аудиозаписями неоднократно обвинялась ведущими медиа-корпорациями в нарушении авторских прав. Bertelsmann приобрела Napster в мае этого года. Сейчас эта американская компания заканчивает процедуру банкротства по статье 11, однако без финансовой поддержки со стороны Bertelsmann ее служба будет закрыта.

Подразделение Bertelsmann DirectGroup включает книжный и музыкальный клуб, объединяющий более 40 млн участников, а также интернет-магазины CDNow, Bol и barnesandnoble.com. В августе подразделение возглавил Эвальд Вальгенбах, сменив на руководящем посту Клауса Айерхофа. К этому времени дела компании существенно ухудшились, за второе полугодие 2001 г. убытки составили 40 млн евро при объеме продаж 1,5 млрд евро. Аналитики связывают решение о сворачивании интернет-бизнеса именно с ростом убытков DirectGroup. По их оценке, стоимость этого подразделения из-за неудовлетворительных показателей сократилась в последнее время с 3,8 млрд евро до 2,9 млрд евро. Представители Bertelsmann отказались предоставить информацию о планах в отношении будущего рабочих мест в DirectGroup и возможных продажах активов.

Выход из интернет-бизнеса - самая значительная мера, предпринятая Bertelsmann с июля, когда на должность генерального директора корпорации пришел Гюнтер Тилен. Новый глава группы намерен придерживаться более сдержанной и традиционной стратегии, чем его предшественник. Руководство DirectGroup рассчитывает выйти на уровень безубыточности в начале следующего года при объеме продаж в 1,5 млрд евро. (FT, 02. 09. 2002)