Биржевой эквилибрист


Жан-Франсуа Теодор, генеральный директор панъевропейской биржи Euronext, не может позволить себе расслабляться. Его задача - превратить множество разрозненных европейских фондовых бирж в единую силу с общей стратегией.

Euronext была образована год назад в результате слияния трех европейских бирж - парижской, брюссельской и амстердамской. Скептики поговаривают, что Euronext вскоре может превратиться в неуправляемое сборище, единственный смысл которого будет заключаться в попытке выдвинуть Францию на более заметную позицию в Европе.

Впрочем, пока политическим центром тяжести этой организации скорее можно назвать Лондон: именно здесь в конце августа были представлены предварительные результаты работы Euronext, и Теодор не исключает, что в будущем году объявление о результатах также состоится в британской столице. Если учесть принадлежность главы Euronext к французской политической культуре, это производит сильное впечатление.

"Основная часть наших клиентов находится здесь, в Лондоне", - поясняет Теодор. Его нидерландским, бельгийским и португальским коллегам остается только гадать, наступит ли когда-нибудь и их черед выйти на передний план.

Весьма возможно, что серьезной проблемой для Euronext станет сокращение расходов. На данный момент показатели организации выглядят хорошо; прибыль до выплаты налогов, дивидендов и амортизационных отчислений в первом полугодии выросла на 53% и достигла 128 млн евро ($125 млн) - эта сумма более чем на четверть превысила прогноз. Но, судя по некоторым недавним публикациям, инвестиционные банки, имеющие долю в Euronext, ведут активную закулисную борьбу, добиваясь от руководства биржи обещанного сокращения затрат.

В отчете Euronext говорится, что затраты за полугодие уменьшились на 3,4%, однако многие отмечают и негативные факторы, например быстро растущий фонд зарплаты в подразделении GL Trade, специализирующемся на котировке акций высокотехнологичных компаний. Численность сотрудников GL Trade за год увеличилась с 566 до 783. Кроме того, в отчете указаны 15 млн евро, выделенные на пенсионную программу для сотрудников амстердамского подразделения, а также дополнительные расходы на сокращение штата, составляющие 1,4 млн евро.

Рынок благосклонно воспринял отчет Euronext - акции панъевропейской биржи поднялись до отметки 21,95 евро, это наивысший показатель с июля. Правда, кое-кто из аналитиков заметил, что скромные прогнозы общегодовых показателей, возможно, свидетельствуют о предстоящих во втором полугодии крупных затратах. Руководство Euronext ожидает, что годовая прибыль организации составит 190 - 210 млн евро - это значит, что во втором полугодии рост замедлится.

Впрочем, Теодор не соглашается со скептиками. А вот говоря о слиянии бирж, он присоединяется к расхожему мнению, что процесс консолидации в Европе еще далеко не закончен. Между тем на данном этапе главной заботой Euronext является завершение уже начатых слияний.

У Euronext своя особая стратегия достижения конкурентного преимущества, непохожая на стратегии ее главных соперников, Лондонской фондовой биржи (LSE) и Deutsche Boerse. Подход Deutsche Boerse прост - эта организация стремится контролировать в Германии все направления фондовых операций, включая собственно торговлю, клиринг и расчеты. А Теодор пытается создать отдельную централизованную расчетно-клиринговую структуру. Недавно он заявил, что переговоры о слиянии клиринговой компании Clearnet, которой он руководит, и London Clearing House близки к завершению. Эти переговоры ведутся уже много месяцев, что неудивительно, учитывая сложность юридических и экономических аспектов подобных сделок. К примеру, когда в начале этого года было объявлено о планах слияния клиринговых палат Crest и Euroclear, то один лишь пресс-релиз занял около 20 страниц.

Однако если Clearnet планирует выделиться в независимую бизнес-структуру, то возникает вопрос - какую компенсацию потребует Euronext за отказ от столь доходного подразделения? В первом полугодии доходы от клиринговых операций Clearnet составили 22 млн евро, таким образом, это направление бизнеса стало третьим по значимости источником доходов Euronext после операций с наличностью и торговли деривативами. (FT, 2. 09. 2002)