ОТ РЕДАКЦИИ: Дефолт-2020


Руководить Пенсионным фондом России - работа чрезвычайно трудная и почетная. А теперь еще и ответственная. Раньше ПФР отвечал за текущую выплату пенсий, и все было просто: что взял - то и дал, за вычетом накладных расходов и при помощи бюджета. С началом реформы в пенсионных отчислениях выделили "накопительную часть" (2 - 6% зарплаты). Теперь возможные ошибки ПФР, управляющего нашими накоплениями, обернутся большими проблемами с возвратом приумноженных (так должно быть) или хотя бы сохраненных от инфляции (в это хочется верить) сбережений.

Вся "засада", однако, в том, что очевидными эти ошибки станут только лет через 20 - 35, когда ПФР придется возвращать накопления молодых ныне людей. Будущие пенсионеры не выбирали ПФР менеджером этих накоплений, и нанять своим сбережениям другого управляющего они пока не вправе. Вся надежда на правительство - только оно может указать ПФР на ошибки. Но правительство этого не сделает. Оно теперь очень довольно ПФР - фонд стал его крупным кредитором. ПФР инвестирует в гособлигации недавно, но уже правит на рынке бал. Казалось бы, чего страшного: вложенные ПФР 20,6 млрд руб. - всего 11% рынка. Но даже небольшая техническая пауза в активности ПФР привела к тому, что в августе Минфин не сумел разместить приличный объем ГКО и ОФЗ. До конца года ПФР вложит в госдолг еще 18,6 млрд, а в 2003 г. - около 50 млрд руб. К 2004 г. у ПФР будет треть внутреннего госдолга, который вырастет как раз на 40 млрд. Вот в какой степени Минфин рассчитывает на ПФР. Но рынок с двумя игроками - крайне неустойчивый рынок. Госбумагами просто не будут торговать: ПФР ведь вкладывается всерьез и надолго. Вдобавок он лишится возможности маневра: вложить средства в малоликвидный рынок - значит потерять возможность оперативно их вывести. Поэтому частные игроки уже "перекладываются" в корпоративные облигации.

Смеем предположить, что пенсионерам 2020 г. не хочется остаться один на один с Минфином, которому ПФР позволит непомерно нарастить внутренний долг и иметь устойчиво дефицитный бюджет. Стоит не поощрять, а, наоборот, ограничить вложения накоплений в госбумаги (даже если это против краткосрочных интересов правительства), разрешив ПФР инвестировать в другие облигации и акции, включая иностранные. В конце концов, суверенный рейтинг России пока не говорит о пригодности наших гособлигаций для долгосрочного инвестиций.